Подводная часть судостроения. "Айсберг" взыскал с Балтийского завода почти 0,3 млрд
Новый проспект
Статьи

Подводная часть судостроения. "Айсберг" взыскал с Балтийского завода почти 0,3 млрд

Прочитано: 2904

Ледокол «Арктика». Фото: ЦКБ «Айсберг»

Проектировщик крупнейших в мире атомных ледоколов заставил их строителя расплатиться за проектное сопровождение. Дочка «Роснефти» выиграла девять судебных споров у дочки Объединенной судостроительной корпорации.

Петербургское АО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» выиграло самую масштабную за последние годы судебную кампанию, в которой ему приходилось участвовать. Оппонент — Балтийский завод, строящий серию из семи атомных ледоколов проекта 22220 по заказу ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом»). 15 мая арбитраж опубликовал решение по последнему из девяти споров, в которых «Айсберг» взыскал с Балтийского завода более 270 млн рублей за проектное сопровождение строительства головного и первого серийного атомоходов «Арктика» и «Сибирь». Общая сумма спорных контрактов приближается к миллиарду.

справка нового проспекта

ЦКБ «Айсберг» — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956 года, когда по проекту «Айсберга» заложили первый в мире атомный ледокол «Ленин». АО «ЦКБ «Айсберг» зарегистрировано в августе 1993 года. По данным СПАРК с актуализацией на конец II квартала 2021 года, 90,42% акций принадлежат АО «Современные технологии судостроения», чей основной бенефициар «Роснефть». Выручка «Айсберга» за 2021 год составила 1,9 млрд рублей.

Спорные договоры между «Айсбергом» и Балтийским заводом подписаны в 2021 году, один из них, на 130 млн рублей, касается проектного сопровождения строительства «Арктики», остальные — «Сибири». Фактически речь идет о многочисленных текущих инженерных доработках, которые неизбежны при сборке столь грандиозных сооружений, тем более если это происходит впервые. С «Арктики» и «Сибири», напомним, начиналась серия ледоколов проекта 22220, и именно при их строительстве возникали наиболее серьезные технические проблемы. Из наиболее известных — поломка одного из гребных электродвигателей «Арктики». Недостатки, выявленные у «Арктики», работникам Балтийского завода приходилось исправлять в процессе строительства «Сибири», чтобы они там не повторились. Проектным сопровождением этих проблем как раз и занимались специалисты «Айсберга».

На данный момент на портале «Электронное правосудие» опубликованы документы по восьми из девяти арбитражных споров, из них видно, что суммарная стоимость контрактов, по которым Балтийский завод не расплатился с «Айсбергом», превышает 750 млн рублей. С учетом последнего спора можно предположить, что общая сумма спора примерно 1 млрд рублей. Остроту ситуации добавляет структура собственности участников судебной баталии. Хозяин «Айсберга» — «Роснефть», Балтийский завод принадлежит Объединенной судостроительной корпорации. Фактически это два основных судостроительных холдинга России, только они и могут друг с другом конкурировать.

В опубликованном 15 мая решении речь идет о разработке эксплуатационной и приемо-сдаточной документации для ледокола «Сибирь», общая сумма контракта — 112,5 млн рублей, позже она была снижена до 101,5 млн, из которых почти 68 млн Балтийский завод остался должен. «По договору подряда на выполнение проектных <…> работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ», — констатировал суд при вынесении решения.

К моменту публикации «Айсберг» выиграл все девять споров, и, в соответствии с вынесенными Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области решениями, Балтийский завод должен ему выплатить около 271 млн рублей. Но сумма не окончательная, потому что в нескольких решениях размер неустойки зависит от срока ее погашения: каждый день добавляет 0,05% от суммы основной задолженности.

«Балтийский завод не оспаривает задолженности и будет выполнять обязательства. Оспаривается только размер неустойки — наши юристы работают над его уменьшением», — заявил представитель Балтийского завода. В «Айсберге» на редакционный запрос к моменту публикации не отреагировали. Вступивших в законную силу судебных решений пока шесть из девяти на общую сумму около 180 млн рублей.

Проектное сопровождение в судостроении — чрезвычайно важная опция, недостаточно серьезное отношение к которой недопустимо. Об этом рассказал руководитель департамента судостроения производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Александр Сафонов. По его словам, выпуск в эксплуатацию любого ледокола проекта 22220 контролируют Российский морской регистр и Росатомфлот, которые проверяют их на всех стадиях строительства.

«Учитывая масштабность проекта атомного ледокола, особенно такой мощности как «Арктика», для исполнения некоторых групп простых чертежей привлекаются в том числе практиканты, выпускники вузов. Они вполне могут допустить ошибки, которые не заметят проверяющие из-за малой значимости этих чертежей в сравнении с остальными. Но итоговая прошедшая все согласования документация окажется из-за этих недочетов не совсем пригодной для строительства судна. Подобных мелких ошибок может набраться по несколько тысяч штук на один ледокол. Потому и необходимо проектное сопровождение строительства, когда опытные инженеры в режиме реального времени исправляют подобные недочеты», — говорит эксперт.

Генеральный директор и владелец петербургского ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков считает несвоевременное финансирование проектного сопровождения недопустимым.

«Проблема сегодняшнего судостроения в России в том, что довольно часто мы проектируем и строим суда практически одновременно, особенно это касается новых масштабных проектов. Это ведет к большим переделкам вплоть до вырезов корпусов судов. Понятно, что из-за этого возрастает стоимость — неслучайно российские верфи сегодня работают почти в убыток. Я бы сравнил проектное сопровождение строительства судов со скорой помощью, которая лечит неожиданно обострившиеся старые болячки. Пока есть такие болячки, без скорой помощи никак, поэтому не финансировать ее работу — почти преступление», — говорит бизнесмен.

справка нового проспекта

Атомные ледоколы серии 22220 считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Заказчиком всей серии выступает «Атомфлот», исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество «Балтийский завод». По данным СПАРК, на 98,28% АО принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути.

До недавнего времени между Балтийским заводом и «Атомфлотом» было заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

  • головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей;
  • «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей;
  • «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже осваивают Северный морской путь, сдача «Якутии» и «Чукотки» назначена на 2024 и 2025 годы соответственно. В начале февраля «Атомфлот» и Балтзавод заключили контракт на строительство пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220.

суд судостроение ледокол Балтийский завод
Другие статьи автора Читайте также по теме
Правительство России раскрыло информацию о том, какие именно предприятия в условиях непростой геополитической ситуации обязаны обеспечить сотрудников бомбоубежищами и иными средствами гражданской обороны. В список попали не только оборонные предприятия и ядерные объекты, но и почтовые отделения, офисы банков и другие безобидные объекты.
Череда разрушительных паводков и подтоплений, в результате которых тысячи россиян потеряли имущество и жилье, совпала со вступлением в силу 1 мая новых ГОСТов по предупреждению природных катаклизмов. Юристы, опрошенные «Новым проспектом», полагают, что теперь у пострадавших будет больше шансов взыскать с чиновников достойную компенсацию.
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.

Лидеры стран ЕАЭС договорились о следующем заседании в Петербурге в декабре
08.05.2024
В Москву прибыл президент Таджикистана
08.05.2024
В День Победы зажгут факелы Ростральных колонн
08.05.2024
Ветер и гололедица стали причиной введения «желтого» уровня погодной опасности в Петербурге
08.05.2024
В Париже началось шествие "Бессмертного полка" ко Дню Победы
08.05.2024
За неделю в Петербурге выявили почти 400 нарушений пользования элетросамокатами
08.05.2024
Сотрудники Setl Group вместе с детьми поздравили ветеранов с Днем Победы
08.05.2024
Спрос на квартиры в новостройках Петербурга вырос на 37%
08.05.2024
На Пискаревском кладбище возложили цветы и венки к монументу «Мать-Родина»
08.05.2024
Путин поздравил с Днем Победы лидеров стран СНГ и народы Грузии и Молдавии
08.05.2024
Российского посла вызвали в МИД Великобритании
08.05.2024
Путин предложил контролировать рынок компьютерных игр ради исторического просвещения
08.05.2024
Склад загорелся у Александро-Невской лавры
08.05.2024
Суд в Петербурге приговорил мужчину к 9 годам колонии за помощь террористам
08.05.2024
В ТРК «Лето» открывается спортивный гипермаркет Desport
08.05.2024
Госдума согласует кандидатуру премьер-министра 10 мая
08.05.2024
Мосты в ночь на 10 мая останутся сведенными в Петербурге
08.05.2024
Регионы России смогут разрабатывать схемы газоснабжения и газификации на 20 лет
08.05.2024
Центр Петербурга снова перекроют из-за репетиции Парада Победы
08.05.2024
Китай поздравил Путина с вступлением в должность президента
08.05.2024
В шведском Мальмё прошел первый полуфинал «Евровидения»
08.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки