Анастасия Сидорина: "Покупатель экономит, но продолжает себя баловать"
Новый проспект
Статьи

Анастасия Сидорина: "Покупатель экономит, но продолжает себя баловать"

Прочитано: 13903

Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга Romir, рассказала, как настроения и ожидания российского населения трансформируют покупательскую корзину и что меняет ландшафт всего рынка ретейла, какие сети сегодня в топе, как они удерживают объемы продаж и как общаются с потребителем в нестабильной макроэкономической ситуации.

Индекс покупательской уверенности в завтрашнем дне стабилизировался. Это говорит об адаптации российского населения к серьезным изменениям после прохождения пиковой стадии неуверенности.

При этом 40% россиян отмечают ухудшение материального благосостояния, а 37% ожидают этого ухудшения в ближайшее время. Однако 25% россиян говорят, что в течение месяца они готовы вернуться в привычный режим жизни, что опять-таки подчеркивает высокий уровень адаптивности населения.

В отношении покупок мы видим тенденцию к экономии. 44% россиян указали, что в ближайшем будущем откажутся от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования. Сократят расходы на отдых и развлечения 41% населения, а 39% перераспределят бюджет в пользу самого необходимого, включая еду.

Отказ от крупных покупок касается в первую очередь таких вещей, как ювелирные изделия, недвижимость, автомобили, и мы видим, что эти отрасли действительно пострадали сильнее всего. При этом около 27% россиян увеличили траты в сегменте «Одежда и обувь». То есть всё же баловать себя, пусть и не самыми крупными покупками, люди не перестали.

С другой стороны, мы наблюдаем сокращение трат на отдых, путешествия и развлечения. Здесь ярким индикатором является билетный рынок развлечений, который просел более чем на 50%. Однако при этом баловать себя мы по-прежнему не прекращаем, просто переключаемся на более доступные виды развлечений. В частности, растет доля покупок билетов на спектакли и мюзиклы, аудитория этого вида развлечений также расширяется.

Всё это приводит к тому, что покупатель фокусируется на базовой корзине. У большой части россиян — примерно у 45% — доля трат на продукты составляет более 50%, у 43% населения эта доля от 30 до 50%, у 11% — 15-30%, и лишь у 1% россиян — до 15%.

То есть, говоря об активации режима экономии, надо понимать, что это касается именно базовой покупательской корзины. И следующий важный момент — то, что в повседневной активности формируются паттерны поведения, которые будут касаться уже и крупных статей расходов.

Соответственно, в рамках этого года мы будем коммуницировать с покупателем, который придерживается именно этих стратегий поведения, а именно — поиска более выгодных решений.

обратите внимание!

О том, что сегодня происходит на рынке одежды и обуви, можно прочитать в статье «Новое платье короля. Как меняется fashion-рынок в России»

Кто-то теряет, кто-то находит

Это приводит к тому, что при выборе формата розничной торговли происходит активное переключение покупателей.

Если мы говорим о классической рознице, то в ней несколько форматов действительно демонстрируют стабильный позитивный рост. Это онлайн-магазины, алкомаркеты, магазины у дома и жесткие дискаунтеры. Но что интересно, только два из них растут за счет того, что привлекают новую аудиторию, — онлайн-магазины и алкомаркеты. Магазины у дома и дискаунтеры уже достигли высокой базы покупательской активности. Сейчас их стратегии развития направлены на формирование лояльной аудитории и увеличение доли в ее кошельке.

Конечно, мы понимаем, что если кто-то растет, то кто-то падает: между форматами происходит обмен покупателями. И если сфокусироваться только на четырех растущих форматах и посмотреть, откуда они черпают аудиторию, то можно увидеть, что это традиционная розница — крупноформатные игроки, которые трафик сейчас теряют.

Однако интересно и то, что, забирая объемы у всего рынка, растущие форматы активно обмениваются между собой, то есть в целом они растут, но в чём-то также и теряют.

Противоречивые харды

Жесткие дискаунтеры мы разделили на два сегмента, поскольку они демонстрируют разные тенденции. Это федеральные хард-дискаунтеры, представленные двумя крупными игроками — «Фикс прайсом» и «Светофором», и локальные — соответственно, все оставшиеся игроки рынка.

Если взять «Светофор» и посмотреть на то, как он обменивается покупателями с ключевыми игроками рынка, то можно увидеть, что, несмотря на его рост, он во многом теряет, отдавая часть объемов ключевым игрокам рынка формата магазинов у дома, таким как «Пятерочка», «Красное и белое», «Магнит», а также игрокам рынка e-commerce.

Точно так же теряет объемы в отношении топовых игроков рынка «Фикс прайс», у которого эта история потерь в сторону магазинов у дома и e-commerce видна еще более отчетливо.

А вот у локальных хард-дискаунтеров история обратная. Они растут, довольно активно забирая объемы у всех ключевых игроков рынка за исключением «Озона», который чувствует себя хорошо и активно забирает объемы у всех представителей абсолютно разных форматов традиционной и электронной торговли.

Четыре формата в одном кошельке

Дело в том, что наш покупатель потребности по той или иной категории закрывает сегодня у представителей разных форматов. Базовая покупательская корзина, конечно, сфокусирована в первую очередь на магазинах у дома и супермаркетах, но она закрывается уже и в формате хард-дискаунтера.

А если мы возьмем такие категории, как безалкогольные напитки или шоколадные батончики, то есть сегмент «побаловать себя», то увидим, что на самом деле форматом номер один для покупателей с целью закрытия этого сегмента являются не магазины у дома, а алкомаркеты, которые в этой категории профильными не являются.

То есть покупатель потребности по категориям закрывает у разных ретейлеров. При этом, если разбить покупателей по возрастам, то мы увидим, что каждая группа населения использует совершенно разные форматы розницы.

К примеру, покупки онлайн — это история не только молодой, но и более старшей аудитории, которая сейчас активно вовлекается в e-commerce. Хард-дискаунтеры также имеют смещение с точки зрения динамики роста в более старшую аудиторию.

Растущим форматом для дееспособной аудитории является HoReCa, а алкопотребители есть внутри всех возрастных групп. Всё это приводит к тому, что на уровне конкретных ретейлеров происходит активный обмен клиентами.

Сейчас в кошельке у одного и того же покупателя есть деньги на покупки в магазинах разных форматов. Это не только магазины у дома, это и хард-дискаунтеры, причем и федеральные, и локальные, и онлайн-игроки, и прочие.

Мы оказались в ситуации, когда топ-5 ретейлеров, которых выбирают покупатели, являются представителями сразу четырех форматов.

Промо или программа лояльности?

Как общаться с таким покупателем, который, находясь в нестабильной экономической среде, еще и активно переключается с формата на формат? Конечно, можно задействовать инструменты прямого промо, но насколько это будет эффективно для бизнеса?

При этом 40% наших респондентов-покупателей отмечают, что за последний год при выборе магазина для них стала играть более значимую роль программа лояльности. И если мы рассмотрим разные типы домохозяйств, то увидим, что семьи, состоящие из одного-двух человек, больше ориентированы на прямую выгоду, а вот семьи, которые состоят из трех и более человек, в достаточно большой степени ориентированы как раз на программу лояльности с моментальной выдачей призов.

Таким образом, сегодня как никогда важно знать своего покупателя, изучать его и находить верные инструменты коммуникации с ним.

По материалам сессии «InfoLine Retail топ-100: передел рынка 2022-2023 гг.», проходившей в рамках Недели ретейла — 2023


ретейл торговля тренды
Другие статьи автора Читайте также по теме
Соучредитель компании «Евроинвест Девелопмент» Андрей Березин рассказал «Новому проспекту», почему коворкинги так важны для крупных районов современной застройки и какие дополнительные функции может взять на себя недвижимость этого формата в новом доме.
Как внедрить свою продукцию в подсознание покупателей и зачем ароматное сопровождение шедеврам живописи, «Новому проспекту» рассказала руководитель лаборатории коммуникаций в креативных индустриях Высшей школы экономики Наталия Белякова.
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».

Управляющая компания «Макфы» перешла в собственность России
17.05.2024
РУСАЛ расширил грантовый конкурс для поддержи развития малых городов России
16.05.2024
Под Петербургом тестируют систему наблюдения за беспилотниками
16.05.2024
Проект строительства набережной Макарова через Смоленку получил одобрение
16.05.2024
В российских банках продолжают расти ставки по депозитам
16.05.2024
Власти Ленобласти запретят строительство квартир площадью менее 28 кв.м
16.05.2024
В Петербурге состоится второй форум развития общественных пространств “Место и люди"
16.05.2024
SOTA media признали нежелательной в РФ организацией
16.05.2024
Россияне стали реже получать многократные шенгенские визы
16.05.2024
"Евроинвест" определился с параметрами нового проекта в Ленобласти
16.05.2024
Конкурс на участие в муниципальных выборах в Петербурге у единороссов превысил 5 человек
16.05.2024
За полтора месяца в Петербурге собрали с туристов более 40 млн рублей сбора
16.05.2024
"Родина" и "Зеленые" хотят принять участие в выборах губернатора Петербурга
16.05.2024
Застройщик Glorax приобрел под Петербургом землю под масштабный жилой район
16.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки