Дед Мороз
Дед Мороз
Вопросы–2019. Подписчики «Нового проспекта» о том, что год грядущий нам готовит
Редакция
Аватар пользователя Анна Невская (nevskaya@newprospect.ru)
Анна Невская
30.12.2018

Год 2018-й закончился, но задачи, которые он поставил перед предпринимателями, остались. Мы попросили друзей и подписчиков нашего проекта поделиться, на какие вопросы они будут искать ответы в 2019 году.

Александр Лелин, генеральный директор «Главстрой Санкт-Петербург»:

— Прошедший год был насыщен знаковыми для строительной отрасли событиями и нововведениями. Вопросов возникло много. Каким будет механизм взаимодействия с банками, под какие проценты получать проектное финансирование? Как в новых условиях создавать долгосрочные финансовые модели и реализовывать уже запущенные проекты? На какие средства развивать социальную и дорожную инфраструктуру? Какими будут регламенты взаимодействия с контролирующими органами? Ответы на эти и некоторые другие вопросы важны для строителей, банков, регулирующих органов и, конечно, для жителей наших кварталов и будущих покупателей. Полагаю, что некоторая определенность может наступить к апрелю, до вступления в силу очередных поправок ФЗ-214.

Патрик Сьоберг, региональный директор SRV в России:

— Центральной темой для нас в 2019 году остается развитие уже существующих проектов и поиск новых партнеров и клиентов. Мы рады делиться нашим российским и международным опытом в управлении торговыми центрами. Как еще больше улучшить качество предоставляемых нами услуг? Как превзойти уже достигнутые нами результаты? Каким образом сделать наши торговые центры еще более привлекательными и удобными для посетителей? Вот основные вопросы, которые ставит перед нами новый 2019 год.

Людмила Коган, генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент»:

— Вопрос адекватного восприятия всех игроков отрасли, вместе и по отдельности, потребителями разных уровней, начиная от бюджетных заказчиков до населения в лице участников долевого строительства. А также повышение квалификации контролирующих органов власти.

Строительная отрасль является частью экономики страны и, конечно, ее развитие будет зависеть от общего тренда. В начале 2000-х годов строители брали на себя роль локомотива. Были большие обороты, создавалось много рабочих мест.  Всё это объяснялось наличием спроса, причём и со стороны бюджета, и со стороны населения. По мере насыщения рынка темпы развития замедлятся, но должно наступить время для глобального повышения качества. За заказчика и покупателя надо будет бороться, и выиграет эту борьбу производитель лучшего товара.

Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге:

— Оставлю в стороне резонансные, насущные и наверняка популярные вопросы про инвестиционный климат, санкции и жилищное строительство. Нас волнует другое. Как удовлетворить потребность в качественных объектах на рынке коммерческой недвижимости, где активность девелоперов находится на минимальных уровнях уже который год подряд? Когда девелоперы будут готовы запускать новые проекты бизнес-центров, торговых центров, складских комплексов, гостиниц? Это, разумеется, вопрос девелоперам. Думаю, услышу в ответ что-то вроде: «Да, спрос и ставки растут, но строить новые проекты все еще экономически невыгодно, да и геополитическая напряженность не добавляет уверенности в завтрашнем дне». В этой связи, думаю, что реконструкция и реконцепция — то, что будет реально интересно для инвестиций в 2019-м году!

Алёна Мариничева,  руководитель департамента маркетинга и рекламы УК «Адамант»:

— Один из основных вопросов 2019 года — как отреагирует рынок на повышение НДС. Неминуемый рост цен на товары и услуги, безусловно, повлияет на конъюнктуру рынка. Но насколько значительно будет это влияние? Станут ли посетители торгово-развлекательных комплексов больше экономить или, наоборот, не заметят роста цен? В своём планировании мы опираемся на то, что рост НДС окажет незначительное влияние на сферу торговой недвижимости. Это связано с тем, что, несмотря на рост цен, потребности не исчезнут: горожане будут также ходить за продуктами, покупать одежду, обувь, аксессуары и предметы быта, ходить в кино, перекусывать на фуд-кортах, заниматься фитнесом.

Евгений Войтенков, вице-президент холдинга «Автодом»:

— Мне уже 65 лет, я уже третий раз выхожу на пенсию, и внук подрастает, так что вопросов у меня к жизни вообще нет. Я и внука учу: надо работать, трудиться изо всех сил — и всё будет хорошо. А то, что 2019 год будет ой каким непростым, это я и сам могу ответить, никого не спрашивая.

Азат Григорьян, председатель совета директоров ГК «Энерго»:

— У меня слишком много вопросов, и я пытаюсь понять, какой самый главный. Какой будет инфляция в следующем году? Как на нас повлияют санкции? Зафиксируется ли потребительский спрос или будет падать и дальше? Снижение потребительского спроса стали признавать все, даже крупные торговые сети. 

Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс»:

— В первую очередь вопрос в том, как укреплять существующий кадровый состав компании, ориентировать его на результативное взаимодействие. Основной ресурс — всегда рядом, и это люди, с которыми мы работаем. В них кроется успех любого бизнеса.

Евгений Пекарский, директор дилерского центра «Мерседес-Бенц» ГК «Вагнер»:

— Самый главный вопрос — наступит ли геополитический штиль, который сначала даст экономическую стабильность, а потом рост экономики и укрепление рубля. Россия, каждый её гражданин, а также малый и средний бизнес устали от санкций, инфляций, деноминаций и нестабильности. Если наступит стабильность, то и вера в светлое будущее усилится многократно. А при её наличии все будет хорошо. Кто бы что ни говорил, русские умеют и любят работать. И умеют давать результат.

Вячеслав Засухин, коммерческий директор архитектурного бюро «Тикканен»:

— Новый 2019 год — это переход строительной отрасли на рельсы информационного моделирования и проектного финансирования. Вот, кто первым станет на эти рельсы, тот и получит «высокоскоростную магистраль» развития в будущем. Поэтому и два основных вопроса: кто и как будет внедрять эти процессы?

Будут ли строители переформатировать бизнес с девелопмента на генподпяд, менять структуру себестоимости, повышать интенсивность и скорость строительства, сокращать административный персонал? Мне в текущей ситуации хотелось бы услышать только один разумный ответ: «Будем работать не только за бабло, а на результат».

 Вячеслав Семененко, собственник компании «Мастер Девелопмент»:

— Основная тема 2019 года, разумеется, — изменения в ФЗ-214. Как бы кто ни храбрился, никто не знает, как эта схема реально будет работать. И как будет вести себя потребитель. Будет ли он покупать жилье на этапе строительства, вместо того чтобы использовать различные доходные инструменты, например, депозит? Какая мотивация у потребителя вкладывать денежные средства на этапе котлована, если он может дождаться окончания стройки и купить готовое жилье с уже понятными характеристиками и инфраструктурой? Ответ на этот вопрос пока завис в воздухе. Есть и много других вопросов. Например, о монополизации строительной отрасли, о росте себестоимости. Сейчас происходят изменения исторического масштаба, 2019 год может стать переломным для рынка. Есть ожидания, что отрасль, вместо того чтобы расти, может упасть раза в два.

Также идет процесс формирования нового состава исполнительной власти Петербурга. А это значит, что будет новая градостроительная политика в городе. Опять же невозможно спрогнозировать сегодня, как это скажется на рынке. Для нашего бизнеса сегодня устойчивость значительно важнее, чем объём. Поэтому ключевая задача в новом году — делать качественные и интересные проекты. И тщательно просчитывать каждый шаг, чтобы минимизировать риски.

Леонид Гарбар, ресторатор:

— Чего ожидать? И что будет дальше? А кому задашь эти вопросы? Надеяться на помощь глупо. Потому остается только у себя спросить и на себя надеяться. Рассчитываю только на положительные ответы.