Светлое газовое будущее российского транспорта приближается медленно

Внедрение газомоторного топлива — одна из тем, которую с 1 по 4 октября будут обсуждать участники Петербургского международного газового форума. Массовый перевод российских автомобилей на газ сдерживается целым рядом факторов. В их числе — малое количество автогазозаправок и российский менталитет.

В 2014 году правительство Санкт­-Петербурга утвердило 10­-летнюю программу внедрения данного вида топлива на городском транспорте. Необходимость появления такого документа была продиктована сверху: в мае 2013 года российское правительство выпустило распоряжение No767­р, согласно которому к 2020 году в городах-­миллионниках на природном газе должны ездить как минимум 50% автобусов и ­коммунальной техники.

Документ сыграл знаковую роль в становлении современного российского рынка газомоторного топлива. Как отмечал на последнем Российском международном энергетическом форуме генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Олег Мелёхин, с 2013 года объемы реализации альтернативного топлива — природного газа — в России растут на 8­12% в год.

В Петербурге предполагалось в первую очередь перевести на газовое топливо — компримированный газ (КПГ, метан) — городские автобусы, большегрузную и дорожно­коммунальную технику. Для этого необходимо было выполнить два условия: построить специализированные заправки и обеспечить их достаточным количеством потребителей альтернативного вида топлива. Согласно планам городского правительства, количество автобусов, работающих на КПГ, за 10 лет должно было вырасти с 2 единиц в 2014 году до 2463 единиц в 2023 году, грузовиков и спецтехники — с 2 до 1232 единиц, а количество АГНКС (автоматических газонасосных компрессорных станций) — с 3 до 26.

В 2016 году «Газпром газомоторное топливо» анонсировало двухлетнюю про­грамму расширения сети АГНКС в Петербурге и Ленобласти стоимостью около 5 млрд рублей. Компания планировала к 2018 году открыть на территории города 15 новых автогазозаправочных комплекса, в области — еще 8, и вдобавок запустить 14 передвижных заправщиков. Но эти планы пришлось скорректировать: по состоянию на конец августа 2019 года «Газпром газомоторное топливо» располагало шестью АГНКС в Петербурге. Строительство еще одного заправочного комплекса компания планирует закончить до конца года, в эти же сроки должна быть открыта площадка для размещения передвижного модуля КПГ на Придорожной аллее — он будет обслуживать пригородные автобусы Приозерского и Сосновоборского направлений. Кроме того, компания завершила проектирование АГНКС в Колпино, в стадии разработки проектной документации находятся еще 3 автогазозаправочных комплекса.

Развитие сети АГНКС сдерживает отсутствие спроса со стороны потребителей. По данным Russian Automotive Market Research, в структуре продаж новых легковых машин доля газовых и битопливных не превышает 0,2%, грузовых — 2%, LCV — 10%, автобусов — 12%. Аналитики объясняют это тем, что, несмотря на дешевизну газомоторного топлива, сами машины на газу стоят дороже чем те, что работают на бензине: для автобусов разница между обычным и «газовым» составляет 10­20%, для грузовиков и спецтехники — на 10­30%.

Владелец легкового автомобиля, желающий переоборудовать свою машину под использование газового топлива, должен единовременно выложить 73 тыс. рублей, что отпугивает потребителей, подсчитали в Ernst & Young.

В среднем по России, по оценкам NGV Global, доля автотранспорта, использующего КПГ, пока составляет около 1% от общего автопарка страны, начитывающего около 100 тыс. транспортных средств всех категорий.

«Если сравнивать ситуацию в России и странах, в которых КПГ получило наибольшее распространение, то газовых заправок в нашей стране явно не хватает. И это сдерживает спрос. Например, в Московском регионе, крупнейшем потребителе моторного топлива, «сжигающем» его около 9­10 млн тонн в год, расположено всего 15 АГНКС. В то же время число АЗС, реализующих бензин и дизельное топливо, превышает 1000 единиц», — отмечается в исследовании Ernst & Young. В подобных условиях могут развиваться только нишевые потребители: автотранспорт коммунальных служб, городской транспорт и локальные грузоперевозки, делают вывод эксперты.

Так, одно из крупнейших автотранспортных предприятий Санкт­Петербурга АО «Третий парк» летом 2018 года заявило о намерениях построить к 2022 году в черте города два автобусных парка для техники на КПГ.

Проект с общим объемом инвестиций в 2,7 млрд рублей получил статус стратегического. В рамках его реализации «Третий парк» намеревается закупить 156 новых автобусов на КПГ, которые, по оценкам аналитиков, обошлись бы компании сумму от 800 млн рублей (в зависимости от модификации машин).

Ученые Санкт­Петербургского государственного архитектурно­строительного университета на основе созданной ими регрессионной модели суточного потребления КПГ в 2015 году сделали прогноз развития городского рынка газомоторного топлива. Оказалось, что при росте парка автомобилей на газу в пределах 9% в год, для удовлетворения потребностей техники в КПГ, достаточно вводить в год 1 новую АГНКС, и реальные темпы развития сети газозаправочных комплексов в городе отражают справедливость данного прогноза. А специалисты Russian Automotive Market Research отмечают, что при условии строительства сети АГНКС и продолжения государственного субсидирования компаний, приобретающих технику на газу, к 2023 году количество легковых авто на КПГ вырастет не более, чем на 0,7%, грузовых — на 0,2%, автобусов и микроавтобусов — на 1%.