Шесть из шести. «Уралхиму» предложили выбрать место на побережье
Константин Шмелев для «Нового проспекта»
Аватар пользователя Читатель
14.03.2019
Doc Play Chart Chat

Правительство Ленинградской области предложило холдингу «Уралхим» на выбор шесть участков в портах Приморск, Высоцк и Усть-Луга для строительства терминала по перевалке минеральных удобрений. 

О планах «Уралхима» и подконтрольного ему «Уралкалия» миллиардера Дмитрия Мазепина построить в Ленинградской области морской терминал по перевалке минеральных удобрений стало известно в конце января 2019 года после совещания с участием губернатора Александра Дрозденко и заместителя министра транспорта России Юрия Цветкова. Предполагаемый объем инвестиций в проект составляет 50 млрд рублей.

«Уралхим» — один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Компания владеет морскими терминалами в Риге и Вентспилсе, где перегружается около 2 млн т удобрений в год, в том числе около 0,5 млн т аммиака. «Уралкалий» переваливает основные объёмы через «Балтийский балкерный терминал» в порту Санкт-Петербург.
По официальным прогнозам, холдинги увеличат перевалку азотных удобрений на 2 млн т к 2022 году, калийных — на 2 млн т к 2023 году (с перспективой переваливать ещё 1 млн т к 2024 году). Кроме того, к 2023 году компании собираются полностью перевести экспорт удобрений в российские порты. Как стало известно «НП», областные власти предложили инвестору на выбор шесть участков.

На юге и на северо-востоке

На южном берегу Финского залива «Уралхиму» предлагается 4 пятна: два в границах порта Усть-Луга, одно рядом и одно — в бухте Батарейная, где портовой инфраструктуры пока вообще нет. Впрочем, раньше в Батарейной располагалась база подводных лодок Балтийского флота, от которой кое-что осталась, например, пирс и железнодорожная насыпь. Ближайшая железнодорожная станция «Лебяжье» располагается в 13 километрах, требуются дноуглубительные работы.

Участок рядом с портом Усть-Луга — целина. Специалистам «Уралхима» предлагается выбрать место в одной из бухт Копорского залива, где нет и намека на портовую инфраструктуру. Там придется углублять дно, строить железную и автомобильную дороги, искать пресную воду, газ и электричество. Зато холдинг сможет там развернуться, ничем себя не ограничивая, — он будет первым на этом побережье и, надо полагать, долгое время единственным.

В границах порта Усть-Луга областное правительство предлагает бизнес-империи миллиардера Мазепина два участка.
Один располагается непосредственно в устье реки Луга на территории, где находится Региональный распределительно-накопительный грузовой узел, который контролирует ООО «Перегрузочный пункт». Участок занимает 130 гектаров, там требуется реконструкция железнодорожного подхода, углубление дна и переговоры с владельцами ООО.

Компания «Перегрузочный пункт» зарегистрирована в Ленинградской области в апреле 2011 года с уставным капиталом 3,1 млн рублей. Стопроцентным владельцем ООО является предприниматель Алексей Шуплов, генеральный директор — Рашид Нурмухометов.

Второй из предлагаемых в границах порта Усть-Луга участков располагается на территории, где находится терминал для обработки накатных и генеральных грузов, приёма паромов. Терминал называется «Новая гавань», он занимает почти 59 гектаров и сейчас не используется. Объект не входит в границы порта Усть-Луга географически, но юридически включён в состав порта в качестве отдельного грузового района. Это самый северный его терминал, что может рассматриваться как удобство с точки зрения судозаходов. Там нет железной дороги, но её строительство планируется. 

Для реализации проекта на территории «Новой гавани» представителям «Уралхима» придётся договариваться с бизнесменами Юрием Синкевичем и Денисом Щербаковым — основными владельцами ООО «Терминал Новая гавань» и «Морской промышленный комплекс «Новая гавань». Обе компании зарегистрированы в Кингисеппском районе Ленинградской области. ООО «Терминал Новая гавань» — в феврале 2006 года, ООО «Морской промышленный комплекс «Новая гавань» — в июне 2018-го. У обоих ООО уставный капитал составляет 10 000 рублей.

На северо-восточном берегу Финского залива вариантов для портового строительства меньше, оттого предложения более предсказуемы: либо в границах порта Высоцк, либо в порту Приморск рядом с его нынешней границей.

В порту Высоцк нет проблем с железной и автомобильной дорогами, но для выбора участка потребуется проведение изысканий и определение границ санитарно-защитных зон с учётом совместимости грузов. Нынешние терминалы порта удалены друг от друга, там строятся завод по производству сжиженного природного газа и терминал по его перегрузке.

В порту Приморск нет пока ни железных, ни автомобильных дорог, но зона входит в сферу интересов одного из самых амбициозных в России морских инвесторов — миллиардера Ильи Трабера с его ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс» («Приморский УПК»).

ООО «Приморский УПК» зарегистрировано 5 ноября 2015 года в Ленинградской области с уставным капиталом 200 тыс. рублей. ООО принадлежит пяти физическим лицам: Илье Траберу (26%) и его деловым партнерам Рамису Дебердееву (26%), Владимиру Даниленко (16%),  Сергею Пупко (16%), Артёму Бегуну (16%). 

14 февраля 2019 года областной губернатор Александр Дрозденко подписал с Рамисом Дебердеевым инвестиционное соглашение на 90 млрд рублей. В соответствии с ним ООО «Приморский УПК» к 2022 году на 720 гектарах в порту Приморск должно построить морской перегрузочный комплекс с терминалами по перевалке угля, минеральных удобрений, зерна, контейнеров и генеральных грузов.

Выходит, что областное правительство предлагает и «Уралхиму» вписаться в этот проект, построив свой терминал в составе единого перегрузочного комплекса с «Приморским УПК». Правда, и тут Дмитрию Мазепину предстоит сперва  договориться с Ильёй Трабером.

Безусловный лидер

В 2018 году в российских портах Балтики перевалено 11,4 млн т минеральных удобрений (65% всего российского экспорта этой продукции), не считая перевалки в специализированной таре — биг-бэгах и балк-контейнерах, которая в официальную статистику Администрации морских портов Балтийского моря не входит. 

Около 63% перевалки минеральных удобрений в отечественных портах Балтики уже под контролем Мазепина: принадлежащее «Уралкалию» АО «Балтийский балкерный терминал» в Большом порту Санкт-Петербург отгрузило в прошлом году почти 7,2 млн т. Более того, бизнес-структура Дмитрия Мазепина на данный момент единственная на российском северо-западе представляет собой полностью замкнутый цикл — от производства минеральных удобрений до их транспортировки и экспорта. Остальные стивидоры нашей акватории выполняют в этом секторе бизнеса роль грузчиков — они только переваливают минеральные удобрения.

Таким образом, сегодня решается вопрос о том, что «Уралхим» миллиардера Мазепина станет абсолютным лидером рынка перевалки минеральных удобрений в российских портах Балтийского моря. Ему осталось лишь выбрать одно из шести мест, предложенных правительством Ленинградской области. В «Уралхиме» на запрос комментария пока не отреагировали, но мы предоставим компании возможность высказаться в любой момент. 

Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Надежда Малышева полагает, что самым удачным был бы вариант строительства терминала в составе единого перегрузочного района с «Приморским УПК», размещение которого предполагается вблизи существующей границы порта Приморск. «Там имеется возможность совместного участия в строительстве подъездных путей (6 км железной дороги до станции «Ермилово»), в расширении существующих или строительстве новых автомобильных дорог), в организации снабжения водой, электричеством и газом. Участок имеет хорошие естественные морские подходы и является глубоководным», — считает эксперт.

Первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова обращает внимание на важность серьёзного подхода к такому вопросу. По её словам, для принятия решения о месте размещения морского терминала по перевалке минеральных удобрений необходимо рассчитать множество факторов. «Но, на первый взгляд, для размещения терминала по перевалке минеральных удобрений лучше подойдёт порт Усть-Луга. Я исхожу из следующих факторов: меньшее расстояние от производителя до порта, наличие магистральных автодорожных и железнодорожных подходов к порту, имеющих запас пропускной способности, наличие необходимых  мощностей инженерной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение)», — сказала Светлана Воронцова корреспонденту «НП».

Директор по направлению «логистика и аналитика» ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин считает, что на данном этапе спрогнозировать, какой выбор сделает «Уралхим», не представляется возможным: слишком много факторов предстоит оценить инвестору, чтобы принять решение. К тому же многое зависит и от позиции владельцев уже существующих портовых активов, выяснить которую пока не удалось. Телефоны ООО «Перегрузочный пункт» и «Терминал Новая гавань» в период подготовки этой публикации не отвечали, на отправленные в эти компании редакционные запросы ответов пока не было. В ООО «Приморский УПК» Ильи Трабера редакционный запрос «Нового проспекта» также проигнорировали.

Фото: Максим Кимерлинг/Коммерсантъ

Инфографика: Константин Мшагский