Произвол монополиста или потребительский экстремизм? «Аэрофлот» vs котики
Илья Шатилин
Аватар пользователя Читатель
15.11.2019

Пассажиры просят Минтранс законодательно регламентировать вес и размеры перевозимых в салоне самолета домашних животных. Собачники и кошатники собирают подписи за то, чтобы вообще отменить ограничения по весу живности. В подъехавший хайптрейн пытаются заскочить все — от депутатов до дрессировщиков. Что вообще происходит? Объясняет главный редактор ресурса FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

Напомним кратко суть истории: пассажир «Аэрофлота» вез кота, но тот оказался тяжелее разрешенной нормы, и его предложили перевезти в багажном отсеке. Пассажир пошел на обман — нашел похожего кота, предъявил на регистрации его, а потом полетел со своим и похвастался своей хитростью в соцсетях, снабдив пост фотографиями кота на руках в салоне, собрав несколько тысяч лайков и репостов. «Аэрофлот» за это исключил пассажира из программы лояльности и аннулировал бонусные мили, что и вызвало хайп, к которому попытались ради самопиара присосаться различные компании — от таксистов до рыбных магазинов. Мол, вот вам в утешение бесплатные поездки и ящик минтая.

Зачем ограничивают вес

Норма в 8 кг для домашних животных, перевозимых в салоне самолета, действует в большинстве авиакомпаний мира. У некоторых перевозчиков она меньше, у некоторых больше — 5–12 кг. По рекомендациям ИАТА вес питомца не должен превышать 14 кг. Доплатить и взять в салон более крупное животное (по аналогии с нормами ручной клади) нельзя: ограничение связано не с коммерцией, а с безопасностью, поскольку чем тяжелее животное, тем больше шансов, что, например, при внезапной турбулентности ясного неба оно улетит вместе с переноской и сломает кому-нибудь шею. Аргумент сторонников приравнять переноски к ручной клади и применять для них те же принципы (у того же «Аэрофлота» в бизнес-класс можно взять аж 15 кг) не выдерживает критики, поскольку животное никогда не летит, в отличие от сумки, на закрытой багажной полке.

Как летают животные

Животных весом больше установленного без проблем перевозят в багажном отсеке. И тут возникает психологическая проблема: воображение рисует кое-как заваленную чемоданами клетку, темноту, холод и неминуемую гибель животного если не из-за холода, то уж точно от разлуки с хозяином. Для сторонников этой теории животное — член семьи, что-то типа ребенка, а как же можно ребенка в чемодане возить, негуманно же!

На самом деле животных возят в специальных герметичных отапливаемых и освещаемых отсеках, и от чемоданов они отделены перегородками. Температура в этих отсеках чуть ниже, чем в пассажирском салоне — на 5-7 градусов, мороза там нет. К тому же, домашние коты отлично гуляют по балконам (а в деревне — по улице) в любое время года, не говоря уже о собаках.

Действительно, известны случаи, когда перевозимое животное в багажном отделении теряется или погибает. Чаще всего это происходит или из-за плохого состояния здоровья питомца, или из-за использования дешевой непрочной переноски, которую зверь умудряется открыть. Однако речь идет о единичных случаях, в то время как один только «Аэрофлот» перевозит около 100 тысяч домашних животных в год, то есть, в целом по стране эта цифра еще вдвое больше.

Причем тут мили

В авиации безопасность — это своего рода священная корова. Вероятность погибнуть из-за прилетевшего в голову кота по всем правилам теории вероятности стремится к нулю. Она примерно такая же, как авиакатастрофа из-за использования Bluetooth-наушников на борту, которые, тем не менее, запрещены. Доставать животных из переносок тоже нельзя: вдруг милая киса от испуга побежит и расцарапает лицо ребенку? А вдруг она прыгнет на колени аллергику, у того — отек Квинке, а вы летите где-то над океаном? Дело в том, что вероятность хоть и очень маленькая, но ненулевая — отсюда и все ограничения.

Получается, что пассажиру не давали нарушить правила безопасности, но он все равно их нарушил обманом, да еще и похвалился этим. Но традиционными способами наказать его за это нельзя: ни в КоАП, ни в ГК, ни в УК нет статьи за подмену котов. В черные списки, закон о которых только-только начал действовать в России, тоже внести нельзя — слишком уж беззубый этот закон, и даже откровенных хулиганов наказывает мягко. Остается единственный инструмент — лишить накопленных бонусов и привилегий; по правилам программы «Аэрофлот Бонус» за нарушение правил авиакомпании она имеет право так поступить.

Пиар-эффект

Что самое интересное, пассажир не расстроился потере миль, признав, что сам виноват. Однако, с точки зрения обывателя, авиакомпания выглядит «бесчеловечной», «черствой» и «обидевшей котика». Между тем через несколько дней обыватель уже забудет обо всех котиках, но где-то в подсознании у него отложится, что «правила есть правила» и нарушать их нельзя. В конечном итоге «Аэрофлот» только выигрывает ото всей этой истории. Налицо тот самый «управляемый негатив» имени «Победы»: скандалы скандалами, а зато из каждого утюга совершенно бесплатно доносят, что опаздывать нельзя даже на минуточку, ручную кладь лучше измерить еще дома, а еще и двести рублей за выбор места доплатить неплохо бы.

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

 

О проекте:

«Новый проспект» – независимое краудфандинговое интернет-издание, созданное ведущими деловыми журналистами Петербурга. Мы поддерживаем нашу интернет-площадку и сохраняем независимость за счет реализации полезных для бизнеса сервисов:

Печатные бизнес-гайды и корпоративные СМИ

Пишем книги. История вашего бизнеса плюс наш литературный талант

По вопросам заказа редакционных сервисов обращайтесь по адресу nevskaya@newprospect.ru