По долгам Кронштадтского морского завода заплатит государство

Европейский суд по правам человека обязал Российскую Федерацию погасить долги перед работниками Кронштадтского морского завода, возникшие в ходе затяжного процесса реорганизации предприятия, итогом которой стало его включение в АО «Объединенная судостроительная корпорация». Европейские судьи указали на то, что государство полностью контролировало процесс, а значит не может уклоняться от исполнения обязательств.

Кронштадтский морской завод (КМЗ) был основан в 1858 году. В советское время он считался крупнейшим судоремонтным предприятием Военно-морского флота. Стратегический статус был присвоен и созданному ФГУП. Предприятие занимает площадку почти в 60 гектар в центре Кронштадта.

В начале 2000-х финансовое состояние госпредприятия стало критическим. Причиной стал контракт на модернизацию двух малых ракетных кораблей для ВМФ Алжира. Предприятие подвели смежники и заказчик отложил расплату по контракту, это обернулось для КМЗ дырой в бюджете в размере $18 млн, а его долги перед смежниками достигли 300 млн рублей. Государство решило обанкротить предприятие. После долгой войны собственника с кредиторами, в марте 2005 года, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области открыл в отношении ФГУП «КМЗ» внешние управление.

Был выбран «простой» способ восстановления платежеспособности предприятия – так называемая «замена активов». Все имущество передавалось новому юридическому лицу – ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод», тогда как долги оставались за ФГУП. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом одобрило такую сделку. В начале 2007 года внешний управляющий передал акционерному обществу 184 объекта, включая здания и морские суда. В новою компанию перевели и работников ФГУП.

Однако против такой схемы вывода активов выступила военная прокуратура. Удовлетворяя иск надзорного органа и признавая сделку отчуждения активов ничтожной арбитражный суд указал на грубые нарушения законодательства. В итоге ОАО обязали вернуть ФГУП все полученное имущество. В конечном итоге госпредприятию удалось урегулировать споры с кредиторами мировым соглашением, завод возобновил работу. В 2015 году ФГУП было приватизировано и наконец вошло в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).

Объединенный капитал

В марте 2012 года арбитраж прекратил производству по делу о банкротстве и принял решение о ликвидации ставшего ненужным ОАО. При этом за бортом оказались 648 включенных в реестр кредиторов. В основном это были сотрудники КМЗ - фактически уже не существующее ОАО предложило им добровольно уволиться, тогда как ФГУП отказалось принимать обратно на работу. Суды удовлетворили иски о взыскании недоимки по заработной плате, однако акционерное общество оказалось финансово несостоятельным – только признанная задолженность в 12 раз превышала размер активов. А требования сотрудников к госпредприятию служители Фемиды отклоняли, констатируя, что передача активов обратно из ОАО в ФГУП не повлекла передачи обязательств.

Не добившись справедливости в российских судах семь бывших работников предприятия обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В ходе разбирательства представители Министерства юстиции РФ отрицали ответственность государства за долги ФГУП, поскольку на момент принятия спорных решений оно находилось под внешним управлением, то есть полномочия владельца (в соответствии с законодательством о несостоятельности) были прекращены.

Однако страсбургские служители Фемиды отклонили эти доводы. Причем ключевым решением они признали включение предприятия в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию». Равно как и то, что именно уполномоченные государственные органы одобрили в свое время вывод активов в акционерное общество. По мнению Европейского суда, данных фактов достаточно, чтобы установить – власти осуществляли строгий государственный контроль над унитарным предприятием-должником на всем протяжении процесса. Это отмечается в решении ЕСПЧ, которым Европейский суд обязал Российскую Федерацию компенсировать заявителям материальный ущерб в сумме около шести тысяч евро (в основном проценты за несвоевременную выплату) и по две тысячи евро морального ущерба на каждого. Выплатить эту сумму государство обязано до 15 января, после на нее будут начисляться пени.

Бесправные ГУПы

Опрошенные юристы положительно оценивают вынесенное в Страсбурге решение. «При рассмотрении подобных дел Европейский суд руководствуется сложившимся тестом для определения пределов ответственности государства, – отмечает юрист компании Enforce Law Company Раиса Арустамян. – Ключевыми критериями являются организационная и функциональная независимость организации от государства. В ситуации Кронштадтского морского завода ЕСПЧ в своем решении неоднократно подчеркнул, что завод имел стратегическое значение для ВМФ России. Это само по себе говорит о высокой степени контроля и зависимости от указаний государственных органов».

А управляющий партнер юридического бюро Legal to Business Светлана Гузь указывает на важный общий вывод Европейского суда. «По мнению ЕСПЧ, существующее в России правовое регулировании не даёт унитарным предприятиям такой самостоятельности и независимости, которые бы освобождали государство от ответственности по его долгам. Ведь государство как собственник имущества самостоятельно принимало все важные решения в отношении ГУП. Важно отметить, что выделенные ЕСПЧ критерии полностью лишают смысла существование государственных унитарных предприятий как самостоятельных субъектов гражданских прав», – констатирует Светлана Гузь.

Впрочем, кредиторам КМЗ пока рано праздновать победу. Светлана Гузь не исключает, что Конституционный суд России признает исполнение этого решения невозможным. Ранее такие выводы были сделаны в отношении решений ЕСПЧ по делу нефтяной компании «ЮКОС» и праве заключенных участвовать в выборах.

«Новый проспект» отправил запрос с просьбой прокомментировать решение ЕСПЧ в ОСК. В пресс-службе корпорации подтвердили его получение, но пока не ответили на вопросы редакции. Как только официальный ответ будет предоставлен, мы опубликуем его.

Справка «Нового проспекта»:

Согласно отчету АО «Объединенная судостроительная корпорация», КМЗ входит в 27 из 43 предприятий группы, завершивших 2018 год с положительным финансовым результатом. Выручка предприятия превысила 2,1 млрд рублей, прибыль – почти 166 млн, EBITDA – 246 млн, чистые активы – 1,7 млрд рублей, рентабельность активов – 7,8 процентов. Штатная численность на конец минувшего года – 771 человек.

Фото: Коммерсантъ