Операция «Бизнес-акселерация»: как предприниматели Ленобласти меняют бизнес-среду региона

В Ленинградской области начался набор на программу бизнес-акселерации для предпринимателей.

Обучение — необходимая и потому очень востребованная тема для малого бизнеса. Семинары, тренинги, обучающие курсы и программы дают предпринимателю не просто современные знания и навыки, но и импульс для новых бизнес-идей, мотивируют на новые проекты. Но одно дело прослушать курс и пытаться внедрить новые знания в свой бизнес самостоятельно, совсем другое — делать это при сопровождении опытных бизнес-тренеров. Именно такой индивидуальный подход реализуется в программе бизнес-акселерации. Программа работает в Ленинградской области с 2015 года и является одной из самых эффективных в регионе. Ее результат — новые авторские бизнес-проекты, которые рождаются в процессе обучения и затем выходят на просторы региона.

В 2019 году комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области и Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области провели программу в партнерстве с Московской школой управления «Сколково». «Новый проспект» пообщался с предпринимателями — участниками программы и попытался увидеть картину будущего для 47 региона.

Инструмент для жизнеспособного бизнеса

Программа бизнес-акселерации для малых и средних предприятий Ленинградской области включает в себя очные и заочные тренинги, семинары, командные деловые игры и индивидуальные консультации для действующих предпринимателей. Рассчитана она на четыре очных модуля, между которыми — непрерывная дистанционная работа. Цель — дать возможность предпринимателю увидеть свой бизнес под другим углом, оценить рынок, познакомиться и скооперироваться с коллегами, привлечь инвесторов и укрупнить бизнес. Программа — один из самых эффективных видов поддержки малого и среднего предпринимательства, уверены в правительстве региона.

Бизнес-акселерация 2019 года стартовала в июне, нынешняя начнется раньше — уже к апрелю завершится отбор и затем состоится первый модуль. Предпринимателям, желающим попасть на обучение, нужно представить проект, связанный с бизнес-приоритетами Ленинградской области и федеральными нацпроектами: высокотехнологичные производства, здоровый образ жизни и спорт; социальное предпринимательство и экология; городская среда, сельскохозяйственные кооперативы. Необходимо заполнить заявку на сайте 813.ru и пройти своеобразный «фильтр качества».

В 2019 году сначала выбирались лучшие проекты, а затем их авторы соревновались в деловой обучающей игре, которая и определила победителей. Заявки подали около 250 человек, из которых отобрали 66 руководителей малых и средних предприятий. В этом году на сайте 813.ru уже зафиксировано около 120 заявок, набор продолжается. В программу попадут не менее 65 участников. Заявку на участие в программе бизнес-акселерации 2020 года можно подать в разделе Поддержка бизнеса/Обучение.

По окончании программы проводится итоговая аттестация «бизнес-акселератов», они защищают свои проекты и демонстрируют подготовку. В декабре 2019 года по завершении обучения выпускники программы представили 53 индивидуальных и четыре групповых проекта. Их оценивал экспертный совет, состоящий из членов правительства области, Фонда поддержки предпринимательства, кураторов бизнес-школы «Сколково».

Главной частью защиты стала презентация групповых проектов. Чтобы их подготовить, участники программы объединились в предпринимательские коллективы. Представили три лучших проекта и один общий проект бизнес-акселерации.

Акселерация в «цифре»

Общий проект бизнес-акселерации под названием «Умный регион» представил коммерческий директор компании ООО «Стратегия будущего» Алексей Матвеев. Он предлагает создать цифровую модель Ленинградской области с активной картой предприятий и возможностью оперативной коммуникации между бизнесменами, органами власти и другими регионами. Господин Матвеев отметил, что сейчас во многих отраслях не хватает инфраструктуры, а денежная масса не остается в регионе.

«У нас оборот 2 трлн рублей, а в Ленобласти остается в 2 раза меньше. Поэтому мы разработали прототип информационной системы «Умный регион» для масштабной бизнес-акселерации и план, как оставить деньги в регионе. Это возможно, расширяя предпринимательские компетенции, линейки товаров и услуг, создавая инфраструктуру. Система даст возможность акселерации», — поделился с комиссией господин Матвеев. «Мы обозначили место Ленинградской области в мировой экономике. Страна находится в переходном этапе третьей промышленной революции, и этот переход могут сделать предприниматели, которые работают в сфере циркуляционной экономики, семьи, спорта, туризма и образования», — говорит он. По подсчетам, представленным в проекте, внедрение системы «Умный регион» позволит уже через 3 года сохранить 80% денежных потоков в регионе и увеличить оборот предприятий на 45%.

«Зеленый» триллион

Второй групповой проект «Циркуляционная экономика Ленинградской области» представила коммерческий директор компании по переработке автошин ООО «Премио» Елена Ефименко. Он призван снизить количество отходов, обеспечить их глубокую переработку, а также использование вторичного сырья в производстве и в быту. В предприятии участвует восемь компаний, бизнес которых построен на рециклинге и «зеленой» экономике.

«Наша главная проблема — преобладание сырьевой структуры и «экономики выбрасывания, — комментирует Елена Ефименко. — Мы предлагаем сделать область пилотным регионом, перешедшим на экономику рециклинга. Для этого среди нас есть руководители торговых предприятий, продающих товары из вторсырья и принимающих вторсырье, наша компания перерабатывает шины, другие наши партнеры имеют несколько современных мусоровозов и совсем скоро получат первый в России мусоровоз с двойным кузовом, после чего раздельный сбор отходов станет легче и удобнее. Так вместе мы сможем сделать переработку выгодным предприятием».

По расчетам авторов проекта, уже к 2021 году 25% населения получит доступ к инфраструктуре раздельного сбора и 25% экономики будет вовлечено в рециклинг, а к 2035 году бюджет Ленобласти получит дополнительно около 1 трлн рублей. Развивать инфраструктуру для раздельного сбора планируют начать с госучреждений, где работает 20% экономически активных жителей региона.

Переезжаем в Ленобласть

Генеральный директор event-агентства ООО «Пихтовое-тур» Наталья Лубнина представила групповой проект «Ленинградская область — лучшее место для семьи», который также затронул проблему утечки финансового потока из региона. Основная идея проекта состоит в том, что семья как хозяйствующий субъект вовлечена во все сегменты экономики, поэтому нужно создавать качественные условия работы и отдыха в Ленинградской области.

«Нам нужен сервис и бизнес. С его развитием увеличивается количество работников, вырастут зарплаты, повышается качество жизни», — комментирует Наталья Лубнина. «Нужна и туриндустрия, чтобы семьи отдыхали здесь. Товары и услуги, которые интересны и доступны семьям, мы также должны производить в регионе», — подчеркнула соавтор проекта. В бизнес-план включили и создание информационного сервиса для инвесторов, чтобы последние могли видеть потенциальных партнеров и привлекательные земли для бизнеса.

Миллиарды на культуре

Предприниматели от культуры представили модель, задача которой привлечь в регион более 10 млн туристов. Это проект цифрового навигатора по историческим достопримечательностям 47 региона — «Туристический навигатор Ленинградской области «Как пройти?». Его представила заместитель генерального директора ООО «Геотепло Северо-Запад» Анжелика Проничева.

«Проект, с которым я пришла на бизнес-акселерацию, связан с созданием виртуального мультимедийного музея в Выборге. Подобный мультимедиапроект можно создать для всего региона. Мы предлагаем цифровизацию всего культурного наследия Ленинградской области с картой туристических потоков», — рассказала предпринимательница. Предполагается, что на первом этапе запустят пилотный проект в Выборге — только от посещений Выборгского замка и парка Монрепо ожидают увеличения турпотока в 2,5 раза и оборот в 9 млрд рублей (при среднем чеке 2 тыс. рублей) за счет создания сервисов и тем самым увеличения времени пребывания транзитных туристов. На втором этапе привлекут технического партнера для создания мультимедийного цифрового турнавигатора.

Стать «ежиками»

Выслушав проекты и сделав кое-какие уточнения, заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов заявил участникам, что в дальнейшем готов обсуждать идеи, чтобы помочь проектам выйти в свет. «Нужно понять, как и что из этого можно будет создать. Только я предлагаю называть это не проектами, а скорее правильными бизнес-решениями для региона», — резюмировал он.

Не обошлось без критики. «Знаете, есть такой старый анекдот: пришли мыши к сове советоваться: как как сделать так, чтобы коты их не съели. Сова говорит: «Станьте ежиками. Будете колючими, вас никто не съест!» Радостные мыши побежали домой, но опомнились и снова вернулись к сове. «Сова, а как нам стать ежиками?» А та отвечает: «Мое дело — стратегия! Вся эта ваша ерунда с тактикой меня не интересует!», — иносказательно начал президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области Александр Габитов. — Конечно, основная задача — чтобы мы в регионе получили проекты в растущих отраслях экономики. Но было бы замечательно, чтобы сказали о тактике — о сроках, о том, сколько рабочих мест проект принесет. Этого лично мне не хватило», — посетовал Александр Габитов.

«Мы люди приземленные. Есть некий результат, но использовать его, мне кажется, непросто, — поделилась мнением, обращаясь к авторам проектов, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай. — Но вы молодцы. Ни в коем случае не расстраивайтесь из-за критики. Общее наше мнение: участники-предприниматели представили высокий уровень аналитики, качества речи и подачи материалов, и это прекрасно. Но действительно нужно понять, что и как из предложенного даст результат».

Директор Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области Валерий Береснев сказал о моделях электронных сервисов, предложенных групповыми проектами: «Такая вещь, как цифровая платформа, помогает рождаться новым бизнесам. Пример — «Яндекс-такси»: как выстроена агрегация, как продвигается бизнес. И в этом плане ориентир на цифровую платформу правильный. Но важно знать, что большинство из них «ломается» из-за того, что не прописана бизнес-логика. Поэтому нужно четко прописать: что и в каких эквивалентах получит каждый участник, который окажется на этой платформе», — подчеркнул руководитель фонда и пожелал предпринимателям успешного развития.

«Они могут в сложных условиях творить чудеса»

Всего на итоговой защите в центре «Мой бизнес» предприниматели Ленинградской области показали экспертной комиссии 53 индивидуальных проекта. Среди них творческие студии и частные детские сады для жителей коттеджных поселков, программа газификации отдаленных регионов, высокотехнологичная система автономного энергообеспечения домов, онлайн-площадки для фермеров, популяризация народных промыслов, прачечные самообслуживания, акваферма, несколько проектов по переработке отходов и многое другое. Некоторые проекты особенно запомнились комиссии. «Совершенно понятный и окупаемый — проект по переработке ртутных ламп со сроком окупаемости 1 год. Другой проект предпринимательницы из Тихвина — студия детского танца и театра, который уже привлек инвесторов. Еще один важный для региона проект — развитие питомника декоративных растений на территории опережающего экономического развития Пикалево», — поведал «НП» один из членов экспертного совета.

«Отличительная черта бизнесменов из Ленобласти — они могут в очень сложных условиях творить чудеса», — поделился профессор практики Московской школы управления «Сколково» Алексей Комаров. «Самое важное в том, что предприниматели смогли увидеть свой масштаб, свой регион и место этого региона в экономике. Сам регион находится на высоком уровне развития — недавно он вошел в десятку регионов России с хорошими возможностями трудоустройства (по данным Росстата. — Прим. ред.) Проекты малого и среднего бизнеса, которые представили в этом году, создадут новые рабочие места», — подчеркнул господин Комаров.

«Я всегда заряжаюсь энергией от этих людей, у которых горят глаза, которые хотят что-то менять в жизни. Это активная часть нашего общества. Наша совместная программа со «Сколково» помогла им расширить горизонт. Понимаете, люди живут в небольшом городе, а им показали, как устроен мир и какие тренды влияют на их бизнес сейчас», — прокомментировал Дмитрий Ялов.

Он отметил, что программа бизнес-акселерации обеспечила региону проекты с проработанными целями, стратегиями и финансовой составляющей, а также с потребностями в развитии, которые можно покрыть силами региона и Центра поддержки предпринимателей. «Я верю не только в помощь деньгами, грантами, консультациями. Важно, что мы находим предпринимателей, у которых есть реальный потенциал развития, и ведем их от начала до выхода за пределы региона, то есть доращиваем бизнес», — резюмировал господин Ялов.

«При знакомстве с бизнес-планами и проектами участников мы в первую очередь оценивали перспективы и сроки окупаемости, а также самостоятельно ли предприниматель будет реализовывать проект или ему понадобятся наши меры поддержки, чтобы свести к минимуму неизбежные риски», — прокомментировала Светлана Нерушай.

Как бизнес-акселерация влияет на экономику 47 региона

По итогам 2019 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области возросло на 7,3% - до 63,9 тыс. Численность работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, составила более 195 тыс. человек. В правительстве региона уверены: ощутимый вклад в развитие МСП Ленобласти внесли существующие меры поддержки, в том числе — бизнес-акселерация.

Бизнес-акселерация для предпринимателей Ленинградской области проходит уже в пятый раз. С 2015 года её выпускниками стали более 200 руководителей малых предприятий региона.

По информации регионального Фонда поддержки предпринимателей, большинство участников прошлых потоков смогли увеличить оборот своего бизнеса в 1,5-2 раза, на 80% - обороты продукции и производительность, на 20% - фонд оплаты труда.  «Мы следим за успехами выпускников предыдущих программ. Да, не на 100% всегда есть эффект, но некоторые выросли в разы благодаря программе акселерации. Кстати, один человек предложил создать клуб участников акселерационной программы. Мне очень понравилась эта идея, и я обязательно буду его посещать», — поделился с «НП» Дмитрий Ялов.

Предприниматели о бизнес-акселерации 2019

Александр Молчанов, совладелец питомника декоративных растений по технологии закрытой корневой системы (Пикалево) и ландшафтной компании «Принцип NOVO» (Бокситогорский район), вместе с партнером, генеральным директором предприятия Павлом Муссом представили проект расширения сети питомников в области и на территории РФ до 300–400 с целью занять нишу и поставлять продукцию для создания комфортной городской среды. Сейчас предприниматель привлек инвестора, оформляет статус резидента территории опережающего социально-экономического развития «Пикалево», земельный участок под расширение. В будущем авторы проекта видят питомник размером 15 га, что позволит отрегулировать процессы и увеличить финансы до 600 млн, а затем выти на экспорт. Далее — 40 га и 1,5 млрд, 10 садовых центров.

«Обучение сломало мои внутренние барьеры, расширило горизонты, дало возможность посмотреть на мир вокруг себя другими глазами. Придя на программу, я уже ставил перед собой задачу расширения питомника, но много идей переформулировал иначе, масштабнее. Барьеры? У меня советская школа, я жил плановой экономикой, бизнесом занимаюсь давно, но внутри меня были ограничения: мол, для меня этого слишком много. Но благодаря коллегам и кураторам «Сколково» я увидел, что все достижимо, и поставил идею на другие рельсы. Мы понимаем: если мы не займем рынок, его займут другие. Сейчас это пустая ниша на уровне РФ — отечественные питомники поставляют продукции всего на 3 млрд рублей при рынке объемом 400 млрд, 80% — это импорт растений. Ежегодный рост моего рынка — 25%. Проблема известна, рынок известен. Понадобится 100 млн инвестиций (4–5 млн рублей на один питомник). Мне хотелось бы развить свой бизнес, вырастить себе подобных конкурентов, которые станут и моими партнерами по делу».

Елена Прудская, эколог-проектировщик компании «Зеленый мир» (Гатчинский район), представила проект Recycle в Ленинградской области (экономика замкнутого цикла). По подсчетам специалистов, если привлечь ретейл, транспортные компании и собирать, перерабатывать ртутные лампы, пластик и батарейки, то получится предприятие с оборотом 110 млн рублей в год, а окупится проект за 12 месяцев. Сейчас компания строит площадку и закупает оборудование по переработке ртутных ламп в Гатчинском районе с планируемым оборотом 23 млн рублей в год и 100% окупаемостью. Второй этап — переработка ПЭТ и далее — переработка батареек, всего планируется перерабатывать до 70 тыс. т отходов ежегодно.

«До участия в бизнес-акселерации я не могла оценить ситуацию на рынке, а благодаря «Сколково» у меня кардинально поменялось представление о бизнесе в целом. Я получила очень много связей, клиентов и партнеров, с которыми мы будем сотрудничать и уже заключили договоры. Я вижу, что многие проекты по переработке отходов работают в убыток, если не внедрена система рециклинга. Но когда ты полностью создаешь логистическую цепочку, маржинальность остается на месте. Этого можно добиться, скооперировавшись с партнерами».

Наталья Лубнина, генеральный директор ООО «Пихтовое тур», собственник event-агентства на базе загородного клуба «Пихтовое» в Высоцке (Выборгский район), соавтор группового проекта «Ленинградская область — лучшее место для семьи», автор индивидуального проекта по организации фестивалей в Ленинградской области. Цель у Натальи — занять нишу, связанную с организацией масштабных событий на территории региона по направлению экологического тимбилдинга.

«Я много лет слышала о программе бизнес-акселерации, было интересно получить знания, познакомиться с коллегами за пределами того города, где я работаю. Ключевую роль сыграло участие «Сколково». Хотя признаюсь: на первом отборе я думала, что ничего не знаю, я — маленький провинциальный предприниматель. Теперь вижу, насколько мы выросли за эти полгода. Каждый из нас понял, как можно объединятся, что делать, если все рухнет, как подставить друг другу плечо, как увидеть экономику региона и возможности. Я узнала много о каждой отрасли, сложилась картина, как мы меняем жизнь семей и наших клиентов в Ленобласти. К концу обучения я перешла на уровень уже международных фестивалей. Теперь осталось только межгалактический уровень освоить (смеется). Мне на защите поступило предложение провести фестиваль нового формата в области для привлечения туристов, и даже, возможно, в форуме «Энергия возможностей» удастся поучаствовать в качестве организатора. Зачем привлекать агентства из Петербурга, если мы можем сделать это своими силами лучше и интереснее».

Сергей Иванов, исполнительный директор «Национальной ассоциации сжиженного природного газа» (Кингиссепский район) представил проект газо- и теплоснабжения малых населенных пунктов силами средне- и малотоннажных СПГ-заводов. Планирует строительство еще одного завода СПГ на территории региона с инвестициями 1–2 млрд рублей.

«Впечатления после обучения самые неоднозначные — усталость в теле и легкость в голове. Учеба очень тяжелая, но стресс ломает стереотипы. Раньше я думал, что Россия ограничена Ленинградской областью, и если мой проект поддержат, то только в этом случае мы можем его реализовать. На самом деле это не так. Когда видишь кейсы миллионеров, думаешь иначе. У меня проект поменялся — изначально было газомоторное топливо, но им уже занимается «Газпром — газомоторное топливо». Крупные проекты по газу ориентированы на экспорт, а внутренний рынок не развивает никто. Мы развиваем направление среднетоннажного и малотоннажного производства, автономную газификацию. Нужно организовать ассоциацию в нашей сфере, чтобы создать предпринимателям условия для развития. В Ленобласти уже есть эти заводы, есть производители оборудования и есть 15 тыс. населенных пунктов в РФ, не включенных в программу газификации. Им нужны мы. Кто-то должен подобные проекты реализовывать, с поддержкой или без таковой. Полагаю, мы справимся».

Светлана Нешина, основательница школы танцев «Манифик», постановщик, хореограф. Представила проект первого в Ленинградской области театра-мюзикла и школы шоу-программ в Тихвине. Сейчас в школе 254 ученика и 12 сотрудников. Планирует создать музыкальный театр на площади 650 м2, проводить фестивали, конкурсы, разместить центр творческого развития и циркового искусства, магазин товаров для танцев и развитие сети «Манифик» по франшизе (сейчас регистрирует товарный знак). В перспективе — получение лицензии на дополнительное образование, запатентованная методика обучения и 25 филиалов по стране. Через 5 лет — выход на международный уровень. Среди действующих партнеров школы — РЖД, «Ленэнерго», два инвестора из Тихвина. По планам основательницы бизнеса, проект окупится через 2 года.

«Я изучаю много информации на тему бизнес-образования. Мое мнение о финальной защите — это просто потрясающе. Оказалось, что я понимаю свой проект от начала и до конца, со всеми рисками и вложениями. Я довольна программой «Сколково» и поддержкой фонда. Идея театра возникла давно, еще 3 года назад, но я не могла никому озвучить — ведь это совсем другие масштабы. Обучение сняло ограничение, и я рискнула, представила проект инвесторам, и звезды сложились. В области таких проектов нет. Есть кружки, частные школы, но музыкального театра нет. У нас будет специфика — мюзиклы и музыкальные сказки для детей, это будет профессиональная история с отбором и получением сертификатов по окончании обучения. Мы будем решать также и социальную задачу — воспитывать из учеников педагогов, чтобы они оставались в регионе».

Ирина Копцева, основательница частного детского сада «Творец» в Гатчине на 60 малышей и в коттеджном поселке «Горки Лэнд» на 25 детей. Она представила проект создания сети частных детских садов в коттеджных поселках области по финской системе. На сегодняшний день администрация Коммунара готова выделить помещение под второй детский садик будущей сети.

«Это мощное обучение. Работали индивидуально с каждым проектом, нам показали, куда идет развитие моего направления. Наша система образования не меняется уже 100 лет: звонки, уроки, экзамены. В Финляндии — передовая система. Там все построено на игре, детей готовят не к экзаменам, а к жизни, водят в музеи, планетарии, их учат пользоваться деньгами. Новое образование ведет к тому, чтобы воспитывать маленьких предпринимателей через игру. В «Сколково» говорят, что нужно создавать свою школу: можно выстроить школу семейного образования. У нас для этого есть перспективы: мой детсад стоит в поле, так получилось, что люди уезжают в пригороды, коттеджные поселки развиваются, но детских садов в них нет. В Коммунаре, например, очередь в детские сады — 3,5 тыс. детей, и ни один ребенок в этом году не получил места.

Елена Гордеева, основательница благотворительной организации «Центр поддержки семьи» в Киришском районе. Подготовила проект «Кружева. Точка входа». Он призван сделать местное захарское кружево продаваемым туристическим брендом Ленинградской области. Уже сейчас предпринимательница основала музей кружева, на государственные субсидии обучила кружевоплетению многодетных мам и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, организовала тематический бал кружева. В дальнейшем планирует расширить производство с помощью нового оборудования за 2 млн рублей, подключить туристические компании, купить экскурсионное судно на базе нового причала в Киришах, а также провести Бестужевский кружевной бал федерального уровня. По подсчетам Елены Гордеевой, через 2 года, с учетом затрат на судно, проект даст около 8 млн рублей в год.

«Мы научились анализировать свой бизнес и партнеров, смотреть, в какие глобальные процессы можно вписаться. Теперь мы, участники бизнес-акселерации, не расстанемся, а продумаем способы кооперации. Бренд захарского кружева надо выводить в хороший бизнес, это не должно быть закрытым элитным клубом. Наши кружева заслуживают широкой известности. В районе многие женщины умеют плести, но, как правило, для себя или на подарки. Между тем кружево — товар высокомаржинальный, на нем кружевницы могут зарабатывать хорошие деньги. Сегодня нужно развивать бизнес с нескольких точек, чтобы привлечь туристов: кружева, местные интересные блюда и качественные экскурсионные маршруты. Киришский район незаслуженно считается неразвитым в сфере туризма районом: у нас есть инфоповоды и гостиничная инфраструктура, которой нет, например, в соседнем Тихвине. Теперь это нужно доказать инвесторам».