— Обсуждаемая инициатива основана на примере присуждения звезд отелям. Но в медицине есть значительные особенности. Гостиницы оценивают по четким критериям сервисной составляющей и стандартам оснащения. Медицинские услуги оценить сложнее, так как выбор пациентов учитывает такие критерии, как эффективность лечения, компетенции врачей, использование современных технологий, медицинское оборудование и комфортность пребывания.
В клиниках уже давно оценивают сервисную составляющую, например за счет многочисленных отзывов пациентов на сайтах. Однако для пациентов важно в первую очередь знать о медицинских результатах, а это должны быть объективные статистические данные. Например, сколько тот или иной врач выполняет операций в год, какова их общая результативность, есть ли осложнения после операций, какого рода? Для новой методики рейтингования и присвоения звезд такие критерии будут отражать реальную оценку клиник.
По большому счету, даже такая система, как сарафанное радио, уже включает оценку деятельности клиник и врачей. То есть знакомые или врачи рекомендуют клиники по уже устоявшимся критериям, и, по сути, это своеобразное присуждение звезд, но не только клинике, а и профилю деятельности, и врачу.
В инициативе предлагается почему-то оценивать только частные клиники, причем с привлечением компетенций контрольно-надзорных органов. Однако государственные медицинские организации также активно развивают у себя коммерческие отделения, поэтому их также важно включать в систему оценки.
Собственно, если пациент выбирает клинику, то почему он будет выбирать только из частных медицинских центров, пусть и пятизвездочных, когда такую же услугу ему могут оказать на платном отделении той или иной больницы? Пациент сегодня, как правило, выбирает клинику не по признаку формы собственности, а по качеству медицинских услуг, другим отзывам, компетенциям и профилю медицинской организации.