«Звездные» войны. Покупатель бизнеса Fazer судится за бренд

Крупнейший производитель хлебобулочных изделий в России холдинг «Коломенский» в лице ООО «Хлебный дом» судится с компанией Absolute Nature. «Хлебный дом» требует досрочно прекратить правовую охрану бренда «Звездное». Это не первое судебное разбирательство между пищевиками. По мнению экспертов, «Коломенский» имеет высокие шансы выиграть спор.

ООО «Хлебный дом» (входит в холдинг «Коломенский») подало иск к ООО «Абсолют натуре» (производитель Absolute Nature) о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака «Звездное». Соответствующая информация опубликована в картотеке арбитражных дел. Как следует из материалов Суда по интеллектуальным правам, ответчик не использует бренд «Звездное» для выпуска продукции 30-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Товарный знак «Звездное» принадлежит ООО «Абсолют натуре» по двум большим группам товаров: кондитерские и хлебобулочные изделия и напитки, объясняет адвокат, советник МКА «Юридическая фирма «ЮСТ» Михаил Чугунов. Согласно открытым данным, «Хлебный дом» выпускает под этим брендом замороженное тесто, а Absolute Nature — детское шампанское.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

«Хлебный дом» — бывшее юрлицо финской Fazer, которая в 2022 году объявила о прекращении работы в России. В том же году его приобрел булочно-кондитерский холдинг «Коломенский». Это крупнейший игрок на российском рынке хлебобулочных изделий, выпускающий 1,7 тыс. тонн хлеба и 250 тонн кондитерских изделий в сутки. Выручка ООО «Хлебный дом» в 2024 году, по данным сервиса «Контур.Фокус», составила 23,2 млрд, чистая прибыль — 1,3 млрд рублей. БКХ «Коломенский» принадлежит Алексею Тулупову, который также владеет девелопером Sminex.

Absolute Nature была основана в 1998 году. Группа компаний занимается производством продуктов питания (снеки, кондитерские изделия, соки, безалкогольные и ферментированных напитки). Товары выпускаются на двух ее заводах в Лужском районе Ленинградской области. Выручка ООО «Абсолют натуре» в 2024 году составила 381,7 млн рублей, чистая прибыль — 24,8 млн рублей, сказано в «Контур.Фокус». Компания принадлежит Анатолию Гаврилюку, который также владеет ООО «Живые соки», «Абсолют», «Вега» и «ТД «Живые соки».

Затяжной спор

Это второй иск «Хлебного дома» к «Абсолют натуре» о досрочном прекращении товарного знака «Звездное» в отношении спорного класса товаров. В 2023 году ООО «Хлебный дом» подало заявку на регистрацию этого товарного знака для изделий из теста, но получило отказ из-за сходства с брендом ООО «Абсолют натуре», следует из данных сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

«Истец планирует выпускать изделия из теста, поскольку в заявке на регистрацию знака, по которой ООО «Хлебный дом» получило отказ, упоминаются только тесто и кондитерские изделия», — предполагает юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Новинская.

После отказа Роспатента ООО «Хлебный дом» обратилось в суд о досрочном прекращении правовой охраны бренда «Звездное» и выиграло его. При этом компания «Абсолют натуре» не оспаривала тот факт, что не использует его для реализации спорных товаров, подчеркивает Михаил Чугунов.

«Тогда решение суда коснулось теста и еще ряда товаров, однако охрана значительной группы других кондитерских и хлебобулочных изделий была сохранена, так как в их отношении истец никаких требований не заявлял», — поясняет он.

Второй судебный процесс, инициированный «Хлебным домом», может быть связан с тем, что в ходе первого требования были сформулированы слишком узко, считает Ольга Новинская. При оспаривании отказа регистрации знака по заявке ООО «Хлебный дом» в Роспатенте выяснилось, что препятствия для регистрации устранены не полностью и необходимо прекратить охрану в отношении еще нескольких товаров 30-го класса, говорит она.

То есть хоть товарный знак «Звездное» больше не распространяет охрану на тесто, но всё еще действует в отношении большой группы товаров, указывает Михаил Чугунов. В частности, остались «изделия макаронные», «блины», «пельмени», которые Роспатент вправе считать однородными с товарами из теста и замороженными продуктами, дополняет юрист «Косенков и Суворов» Вячеслав Игумнов.

Шансы на победу

Если «Хлебный дом» докажет в ходе разбирательства в суде необходимость прекращения правовой охраны товарного знака, а также его неиспользование правообладателем в течение 3 лет, то шансы на удовлетворение такого заявления можно оценить как достаточно высокие, отмечает адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Денис Драгунов.

«Хлебный дом», скорее всего, выиграет суд, соглашается Вячеслав Игумнов. Он может доказать свою заинтересованность, так как уже производит тесто под брендом «Звездное» и планирует расширить ассортимент на замороженные кондитерские и мучные изделия, полагает эксперт.

По результатам первого спора суд пришел к выводу, что ответчик не использовал знак в отношении ряда кондитерских изделий и теста, напоминает Ольга Новинская. «Следовательно, высока вероятность, что для оставшихся в перечне товаров бренд также не применялся», — резюмировал Вячеслав Игумнов.

«Хлебный дом» и Absolute Nature на момент выхода материала не прокомментировали запросы «Нового проспекта».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня