Женщина в карьере
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает расширить список женских профессий, разрешив женщинам водить карьерные самосвалы, работать в шахтах, на горно-обогатительных заводах и ряде других вредных производств. Либерализация может объясняться дефицитом мужских рабочих рук, который стал особенно заметен в последние 2 года.
Это уже вторая за последние 5 лет либерализация — сокращение черного списка профессий, закрытых для прекрасной половины трудящихся. В 2021 году чиновники легализовали работу дальнобойщиц, матросок и боцманок, комбайнерок и ряда других. Сегодня женщины вправе уже водить поезда метро, электрички, «Сапсаны». На очереди — шахтерки и водительницы тяжелых самосвалов.
Новые стахановки
Специальные ограничения установлены в целях охраны здоровья работниц. В утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ перечень входят сто производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, на которых применение труда женщин запрещено.
Представленный трудовым ведомством проект предусматривает сокращение черного списка. Их него предлагается исключить управление самоходными машинами на открытых горных разработках, иные работы на поверхности шахт и рудников, а также работы на предприятиях по обогащению, агломерации и брикетированию. «Внедрение технологий, совершенствование производственных процессов и организации труда исключают вредное воздействие на женский организм», — заявил заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко. В пресс-службе ведомства отмечают, что приказа разработан по предложению «Деловой России» с учетом предложений общественных организаций, отраслевых объединений и рекомендаций профильных специалистов.
По словам директора hh.ru в СЗФО Юлии Сахаровой, поправки расширяют возможные варианты трудоустройства в сферах, испытывающих сильнейший спрос на кадры и острейший дефицит соискателей. «Однако женщины, как правило, интересуются профессиями без гендерного «налета». В целом по стране всего тысяча дам ищет работу сварщиц, порядка 900 — механиков, 200 — водителей погрузчиков. Равно как далеко не все предприятия ради облегчения труда женщин «новых» профессий готовы перестраивать рабочие процессы и внедрять новые технологии. Кроме того, среди россиянок достаточно высокий уровень занятости. То есть идея закрыть трудовые дыры с помощью женщин, конечно же, заманчива, но малореалистична», — убеждена Юлия Сахарова.
А главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти Татьяна Пентешина поясняет, что для исключения профессий из перечня запрещенных в первую очередь важна готовность отрасли, ее экологичность и технологичность. «Так, в ОАО «РЖД» под контролем профсоюзов к изменениям готовились более года: была обновлена инфраструктура и созданы все необходимые условия, чтобы женщины могли работать машинистами и скоростных, и высокоскоростных поездов. Профсоюзы следят, чтобы достижения не переоценивались, а новые рабочие места не ставили под угрозу жизнь и здоровье женщин, а также не оказывали отрицательного влияния на репродуктивную функцию», — подчеркивает Татьяна Пентешина.
Кроме того, сам по себе черный список не является абсолютным. За редким исключением работодатели вправе принимать на соответствующие вакансии соискательниц, если специальная оценка условий труда (СОУТ) подтвердит безопасность выполнения соответствующей деятельности для прекрасной половины.
Крепче за баранку держись, шоферка
До 2021 года перечень содержал 456 запрещенных для женщин работ. Только после решения Конституционного суда России трудовое ведомство исключило из него профессию машиниста метрополитена (за право водить поезда боролась петербурженка Анна Клевец). До специального Комитета ООН по ликвидации дискриминации дошла и дипломированный техник-судоводитель Светлана Медведева.
В настоящее время женщины могут входить в состав палубной команды судов (занимать должности боцмана, шкипера и матроса). В ГУП «Петербургский метрополитен» подтвердили, что принимают женщин на вакансию машиниста электропоезда. Причем требования одинаковые как для сильной, так и прекрасной половины.
По данным Минтруда, на момент утверждения актуального перечня «наибольший интерес у женщин вызывали профессии в морском и речном судоходстве, автомобильном и железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, сельском хозяйстве».
Большинство этих отраслей испытывает острый дефицит кадров. Среди самых дефицитных профессий — водители-дальнобойщики. По словам президента Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс») Вадима Филатова, сегодня в штате транспортных компаний доля женщин, управляющих большегрузами, не превышает 4%. «На работу водителем магистрального тягача часто мотивирует тяга к путешествиям по новым городам и странам. Но некоторые операции (погрузка и разгрузка, растентовка, замена комплектующих в пути) требуют серьезной физической нагрузки. Вес одного колеса большегруза может достигать 80 кг. Кроме того, во многих отдаленных регионах до сих не хватает сервисных центров, отсутствуют комфортные условия для ремонта грузовиков и отдыха водителей», — рассказал Вадим Филатов журналисту «НП».
Примечательно, что профессия пилота гражданской авиации никогда не входила в список запрещенных для прекрасной половины. «Аэрофлот» ежегодно отчитывается о соблюдении принципа гендерного равенства. В авиакомпании трудятся уже более ста женщин-пилотов, хотя к здоровью управляющих авиалайнерами предъявляются куда более жесткие требования, чем для тех же машинистов метро или рулевых речных судов. И это неудивительно, поскольку пилоты (особенно советских «Туполевых», «Илов» и «Антоновых») испытывают значительные физические и психологические перегрузки.
Женская доля — к станку или к ребенку?
Перечень закрытых для прекрасной половины профессий неоднократно становился предметом концептуального спора о роли женщины в обществе. Так, подтверждая право той же Анна Клевец работать машинистом в метрополитене, Конституционный суд России констатировал, что «реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода». «Что обязывает государство устанавливать дополнительные гарантии для женщин, в том числе в сфере трудовых отношений, направленные на охрану материнства», — отмечается в определении высшей инстанции.
Подписанная президентом России Владимиром Путиным Концепция демографической политики России свидетельствует, что тяжелым физическим трудом в нашей стране занято до 15% трудящихся женщин. Это признается одним из основных факторов, отрицательно влияющих на рождаемость. Решение задачи по укреплению репродуктивного здоровья населения предлагается осуществлять в том числе путем снижения доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
В то же время 2 года назад три женщины — депутата Госдумы предложили полностью отменить черный список. По их мнению, женщины вправе работать пожарными, машинистами, укладчиками и водолазами и заниматься другими даже самыми опасными работами, если им так хочется. «Выбор семьи или профессий — это индивидуальный выбор каждого человека», — убеждены парламентарии. Действующие же ограничения вынуждают прекрасную половину трудиться в низкооплачиваемых отраслях («Новый проспект» подробно писал об этой инициативе в статье «Неженский труд»).
Однако Госдума и чиновники выступили против предложения уравнять мужчин и женщин в выборе профессии. «Женщины, будучи привлеченными к тяжелым или вредным работам, ухудшат таким образом свое репродуктивное здоровье, а также снизят уровень собственной социальной защищенности. Что, в свою очередь, негативно скажется на демографической ситуации в нашей стране», — отмечается в заключении профильного комитета федерального парламента.