Завершено написание икон центрального иконостаса Смольного собора
В Смольном соборе завершён один из ключевых этапов многолетней программы по восстановлению его исторического облика - полностью написаны 22 иконы центрального иконостаса. Это событие стало важной вехой в процессе возрождения храма, который в 2025 году отмечает 190-летие со дня своего освящения.
Строительство собора началось по велению императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. За разработку архитектурного проекта отвечал небезызвестный Бартоломео Растрелли. Однако завершить работы при его жизни не удалось; окончание строительства и освящение храма под руководством архитектора Василия Стасова состоялись лишь в 1835 году.
В период после закрытия в 1922 году интерьеры храма понесли значительные утраты, а передача здания Русской Православной Церкви состоялась только в 2016 году.
С тех пор в соборе реализуется комплексная программа по восстановлению его исторического облика. Ключевым проектом с 2021 года является воссоздание утраченного иконостаса, которое ведется при поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры. Инициатором выступил КГИОП, сотрудники которого провели масштабную исследовательскую работу: были собраны исторические чертежи, описания и изображения.
Несмотря на то, что оригинал иконостаса, созданный Максимилианом Месмахером в 1875 году, был утрачен после закрытия собора в 1922-м, специалистам удалось восстановить его композицию, основываясь на сохранившихся архивных описаниях, чертежах и исторических фотографиях.
Подлинные элементы иконостаса до нас не дошли, однако аналогии были найдены среди барочных иконостасов XVIII–XIX веков. Художники и реставраторы учитывали характер декора, пропорции и цветовое решение - белую окраску, тон позолоченной резьбы и стилистику интерьера. В результате 22 иконы центрального иконостаса максимально точно воспроизводят художественный язык XIX века и возвратят собору его историческое звучание после установки.
Кроме того, в 2022 году при главном входе в собор заработало современное музейное пространство, экспозиция которого рассказывает об истории и реставрации архитектурного и духовного памятника. Среди экспонатов — макет Смольного собора с колокольней, являющийся точной копией оригинального макета Растрелли из Академии художеств, редкие гравюры с видами и планами собора, сохранившиеся фрагменты барельефов и иконостаса, а также несколько интерактивных медиаэкранов.
Тогда же, в 2022 году, в собор передали точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери — одной из главных святынь дома Романовых, связанной с призванием на царство Михаила Федоровича в 1613 году. Решение сделать этот образ одним из наиболее почитаемых в соборе получило одобрение Санкт-Петербургской епархии.
Отдельным и дискуссионным направлением остается возможное воссоздание колокольни Смольного монастыря. Изначальный проект Растрелли предполагал возведение сооружения высотой 170 метров перед главным фасадом собора. Строительство было начато и доведено до уровня второго яруса, однако затем остановилось из-за Прусской войны и смерти императрицы Елизаветы Петровны. В 1830-х годах недостроенные конструкции разобрали, а на их месте разбили газон. Фундаменты колокольни сохранились, и в марте 2022 года были признаны КГИОП выявленным объектом археологического наследия. Об этом сообщает МК.
Воссоздание колокольни рассматривается как сложнейший градостроительный проект. В настоящее время Фондом ведется многоплановая исследовательская и подготовительная работа, включающая архитектурные изыскания, социологические исследования и консультации с отечественными и международными экспертами.