— В современных жилых комплексах организация современного стрит-ретейла является обязательным условием. Если к пунктам онлайн-торговли требований не так много, то для инженерно нагруженных помещений — кафе, ресторанов, пекарен — есть набор требований к вентиляции и электрическим нагрузкам, которые девелоперу необходимо заложить в проект. В противном случае такие заведения в доме открыться не смогут.
Важно, чтобы помещения были форматными, то есть подходили под формат определенных ретейл-бизнесов. На рынке довольно большое предложение неправильно спроектированных объектов, не позволяющих успешно вести бизнес — с плохими витринами и планировкой, неудачными входами. Они наименее востребованы и в перспективе могут остаться без арендатора. Сегодня рынок потихоньку наполняется предложением. Помещений всё больше, дефицит исчезает, поэтому форматность становится ключевым фактором для арендатора. Исключение составляют районы с дефицитом встроенных помещений: там бизнес готов проявлять гибкость и снижать требования, приспосабливаясь к существующим условиям.
Мы наблюдаем процесс становления удаленной торговли: складываются определенные паттерны поведения потребителя, появляется сегмент товаров, который люди предпочитают покупать онлайн, чтобы сэкономить время и силы. Вместе с тем остается аудитория, желающая зайти в магазин, чтобы удовлетворить потребность «здесь и сейчас», увидеть товар воочию или пообщаться с продавцом. Это поддерживает офлайн-форматы стрит-ретейла. По нашим наблюдениям, те же сетевые операторы розничной торговли начинают менять форматы, чтобы оставаться востребованными у покупателей. Сфера общественного питания также активно развивается в условиях, когда горожане всё реже готовят дома и отдают предпочтение модным кафе и ресторанам.
При этом если изначально жилая и коммерческая функции в доме не продуманы, они в конечном счете будут конфликтовать. Это может быть связано и с потоками посетителей коммерческих помещений, и шумом с летних террас кафе и ресторанов, и с разгрузкой товаров, и повреждением газонов — ситуаций может быть довольно много. Конфликты решают различные стороны: инициативные группы жителей, управляющая компания дома и городские власти — всё зависит от природы конфликта и его причин. Если мы возьмем управляющую компанию, которая входит в структуру девелоперского холдинга, то она может действовать превентивно: с одной стороны, активно участвуя в проектировании комплекса и указывая девелоперу на спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, с другой — устанавливая правила, по которым будет жить комплекс, и донося их до собственников жилой и коммерческой недвижимости.