За 2024 год в Петербурге не ввели ни одного нового молла, а в следующем году ждут сразу 5 ТЦ
Предложение на рынке торговых центров Петербурга за 2024 год не изменилось, поскольку в городе не ввели ни одного нового молла. Новый торговый центр в Мурино, на выход которого надеялись участники рынка, так и не открыли. Зато в следующем году рынок города надеется на ввод сразу пяти ТЦ, в том числе долгожданного молла Hollywood.
По данным эксперта NF Group Евгении Хакбердиевой, предложение торговой недвижимости в Петербурге по итогам 2024 года будет таким же, как годом ранее - 2,17 млн м2. "Ни одного нового торгового центра в городе за этот год девелоперы не открыли. Была надежда на ввод второй очереди ТЦ "ЭкоПарк" в Мурино. Но не получится. Такая же ситуация с нулевым вводом была в городе в 2017 году", - сообщила эксперт.
Зато в следующем году в Петербурге, по ее словам, ожидается открытие сразу пяти ТЦ общей площадью 136 тыс. м2, что увеличит предложение в сегменте города до 2,3 млн м2. В числе заявленных к вводу проектов кроме второй очереди "ЭкоПарка" также значатся ТЦ "Небо", ТЦ "Лунапарк", ТЦ "Парк Молл" и долгожданный крупный проект ТЦ Hollywood. Их выход на рынок увеличит вакансию торговой недвижимости города с 3,1% в 2024 году до 4% в 2025 году. "Новых открытий почти нет. Чтобы они были - надо больше строить. Но это сейчас рискованно. Покупательская способность и трафик в ТЦ снижаются. Повышение ключевой ставки ЦБ повышает риски и ретейла и девелоперов", - сообщила Евгения Хакбердиева.
За 2024 год, несмотря на стагнацию на рынке строительства моллов, в Петербург, по ее словам, пришли 4 новых иностранных бренда. В России за это же время появились 24 новых инобренда, половина из которых азиатские (Китайские и Корейские). Причем, это в основном бренды бытовой техники и электроники, которые стали открывать монобрендовые торговые точки. Но лишь в 30% новых брендов есть долгосрочные планы развития в России, отмечает эксперт. В 2025 году, по прогнозу Евгении Хакбердиевой, в Петербурге появится более 10 новых иностранных брендов.
За 9 месяцев 2024 года товарооборот в Петербурге вырос на 5,4%. А если оценивать силуацию в городе за 2 последних года, то оборот при торговле одеждой и обувью в городе вырос на 45%, спортивными товарами - на 50%, бытовой техникой - на 8%, а ювелирными изделиями - на 127%. "Люди, похоже, буквально поняли призыв инвестировать в золото", - отметила эксперт.
В качестве основного тренда ближайшего года эксперт назвала оптимизацию площадей арендатрами ТЦ. "Уже началось сокращение площадей кинотеаторов. За год, по данным NF Group, минимум четыре молла Петербурга запустили такую оптимизаци: на части площадей кинотеатра в ТЦ "Жемчужная плаза" сделают фитнес-центр DDX Fitness, в ТЦ "РИО" откроют ресторан The Бык, в ТЦ "Питер Радуга" - магазин "М.Видео", а в ТЦ "Континент Байконурская" скоро на месте бывшего кинотеатра с фуд-кортом, керлингом и катком создают развлекательный центр Maza Park.
Еще один тренд - рост спроса на помещения под торговлю в жилых комплексах и в районных ТЦ. "В 2025 году продолжится поиск баланса между онлайном и оффлайном в торговле. Ставки аренды в ТЦ вырастут незначительно - на 5-7%", - сообщила эксперт.