Яблоки раздора. Завершилось банкротство ретейлера «Фруктовая лавка»

В Петербурге завершается банкротство крупной торговой сети «Фруктовая лавка». Эксперты говорят, что она ожидаемо повторила печальную судьбу многих ретейлеров для среднего класса. Почему такой формат торговли не прижился в Петербурге, узнал «Новый проспект».
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти вынес определение о завершении конкурсного производства ООО «Фруктовая лавка». Дело длится с апреля 2023 года. Сеть с 2011 года работала в премиум-сегменте и, помимо фруктов, продавала молочные и другие продукты питания. Во времена расцвета она насчитывала восемь магазинов в Петербурге.
Но в 2022 году банк «Санкт-Петербург» инициировал личное банкротство основной владелицы (98,5%) «Фруктовой лавки» Марины Станчиц. Бизнес-леди неудачно выступила поручителем по кредиту ООО «Фруктовая лавка», взятом в банке «Санкт-Петербург» в 2020 году. Позже банк инициировал и банкротство ООО «Фруктовая лавка». На сегодня общая сумма задолженности компании перед кредиторами составляет 62,6 млн рублей. Основной из них — банк «Санкт-Петербург».
Из-за возникших проблем сеть была вынуждена свернуть бизнес. Последняя точка «Фруктовой лавки» на ул. Куйбышева закрылась в начале 2023 года.

В конкурсное производство попала вся группа компаний, имевшая отношение к бизнесу ретейлера. Это фирма «Фруктовая лавка», непосредственно развивавшая сеть магазинов, оптовый поставщик фруктов и овощей «Агротехнолоджи», а также ООО «Фамилия», ООО «Привилегия вкуса» и ООО «Агротек +».
Должник без имущества
В рамках банкротства проводилась инвентаризация, но имущества у ретейлера не оказалось. «Все описи и акты были пустые, кроме кредиторской задолженности. В итоге во время конкурсного производства на торги было выставлено только право требования к Марине Станчиц на сумму 3,4 млн рублей. Его приобрел Павел Петров из Чувашии. После этого суд вынес определение о завершении процедуры», — рассказал руководитель практики разрешения и споров Maxima Legal Сергей Бакешин.
Юрист подчеркнул, что завершение конкурсного производства — это окончательное завершение всего банкротства и ликвидация должника. «Если определение о завершении конкурсного производства не будет обжаловано и отменено, в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации организации. Неудовлетворенные требования к ней будут считаться погашенными. Правда, требования к контролирующему лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, никуда не денутся», — говорит Сергей Бакешин.

Бо́льшую часть требования кредиторы Марины Станчиц будут взыскивать самостоятельно. «Требования о привлечении к субсидиарной ответственности отличаются тем, что они не погашаются по результатам личного банкротства контролирующего лица», — напоминает Сергей Бакешин.
Фруктовое место
Сеть «Фруктовая лавка» относилась к ретейлу для среднего класса. В последние годы у многих игроков этого сегмента дела шли неважно. Например, сеть «Азбука вкуса» планировала большое развитие в Петербурге, но реализовать намерения так и не смогла.
«Открывались в этом сегменте и алкомаркеты, и сети по продаже морепродуктов, но все они за последние 5 лет закрылись, потому что покупательная способность сейчас на весьма низком уровне. Процветают магазины типа Fix Price», — говорит Екатерина Лапина, генеральный директор агентства коммерческого агентства Lapina.

По ее словам, сеть «Фруктовая лавка» пытаются заместить на рынке отдельные фермерские точки. «Но не получается, поскольку фермеры не могут обеспечить такой же большой ассортимент, как у закрывшейся сети», — добавляет Екатерина Лапина.
Независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин также отмечает, что сложности у «Фруктовой лавки» возникли из-за формата. «Под магазины с дорогими продуктами не всегда удачно выбрали локацию. Сейчас нишу «Фруктовой лавки» успешно заместили другие торговые сети, в том числе в премиальном сегменте», — заключил Михаил Лачугин.
