Яблочное счастье. Как развиваются производители сидра на Северо-Западе
На Северо-Западе растет производство сидра. Наращивают мощности и производители из Ленобласти. Пока цены на импортную продукцию растут из-за увеличения пошлин, отечественные предприятия получают дополнительное преимущество на рынке. Некоторые компании планируют расширение.
По данным Росстата, в России производство сидра, пуаре (грушевого сидра) и медовухи за январь-сентябрь 2024 года выросло на 32%, до 10,2 млн дал. При этом на Северо-Западе выпуск этой продукции просел по сравнению с 9 месяцами 2023 года на 12%. В частности, выпуск сидра и прочих напитков категории сократился в Петербурге на 13,7%, до 2,4 млн дал.
Между тем в Псковской области за 9 месяцев текущего года произведено 13 тыс. дал сидра и пуаре, что на 78% выше показателя за аналогичный период 2023 года. В Калининградской области рост составил 63%, было выпущено 8 тыс. дал продукции. А в Ленобласти произведено 112 тыс. дал сидра и пуаре, это на 58% больше, чем за 9 месяцев 2023 года.
Сидр — это слабоалкогольный напиток, полученный с помощью ферментации яблочного сока. Технологическая цепочка начинается с отжима сока из собранных плодов, для чего яблоки измельчают в кашицу, которую помещают в нейлоновые полотна, складывают слоями под пресс и отжимают сок.
Затем его помещают в чан, добавляют культурные штаммы дрожжей и оставляют для брожения при температуре 12–20°С. Брожение может проходить до 3 месяцев. Затем напиток переливают в чистую тару, осветляют и фильтруют, чтобы удалить осадок. Последний этап — розлив и газация напитка. В массовом производстве это делают искусственно — добавляют углекислый газ. Некоторые производители используют вторичное брожение сидра в бутылке или резервуаре. Также сидр делают из концентрата или из пастеризованного яблочного сока.
Северные яблоки
Пока заметный рост этому сегменту промышленности обеспечивает низкая база. Но в целом спрос и производства сидра растет примерно на 15% в год в среднем, считают отраслевые эксперты.
Традиционно производителей сидра можно разделить на две большие категории: тех, кто производит напиток из концентрата, и тех, кто делает его на основе яблок. В последнем случае предприятия размещаются поближе к производственной базе. На Северо-Западе сидроварни, которые используют в производстве яблоки, располагаются в основном в Ленинградской и Псковской областях, где много заброшенных яблоневых садов.
«У нас одна производственная площадка располагается в Псковской области, где нет проблем с сырьем, вторая — в Петербурге», — говорит сооснователь BIG Family Resto Group Николай Митчин.
Активно развиваются сидроварни в Ленинградской области. «У нас есть планы по расширению производственных мощностей рядом с действующей площадкой в Лужском районе», — говорит Алексей Шиманов, генеральный директор ООО «Русская Нормандия». Но детали нового проекта он не раскрыл. Сейчас компания располагает фруктовым садом площадью 22 га, где растет 13 тыс. деревьев. В год «Русская Нормандия» производит 20 тыс. литров сидра.
Наращивает объемы производства и другой производитель сидра из Ленобласти — Bullevie (ООО «Крафтье»). «В 2024 году мы увеличим объемы производства по сравнению с прошлом годом на 30%, до 700 тыс. литров. В планах на ближайшие 3 года увеличение объемов выпуска до 5 млн литров. При этом основную долю будут занимать безалкогольные напитки», — рассказывает Дмитрий Тихомиров, основатель сидродельни Bullevie.
Компания поставляет сидр в федеральные сети и сегмент HoReCa, а также в Белоруссию и Армению при поддержке Российского экспортного центра. «В ближайших планах выйти с нашим сидром в Китай», — сказал Дмитрий Тихомиров.
Всё началось с импорта
Одна из основных проблем, которую озвучивают участники рынка, — это невозможность получить какие-либо налоговые льготы. «Например, производители вина из отечественного виноматериала могут получать различные субсидии от государства, а у нас их нет в принципе», — сетует Алексей Шиманов. Кроме того, запрещена реклама сидра, что затрудняет продвижение продукции, а реклама того же вина возможна, добавляет он.
«Наша профильная ассоциация уже обращалась в федеральный центр с просьбой о предоставлении ряда льгот, но отклика мы не получили. Хотя с поддержкой государства наша отрасль развивалась бы динамичнее», — уверен Алексей Шиманов.
«Мы просили приравнять производителей натурального сидра к сельхозтоваропроизводителям, но пока этого не произошло», — подтверждает глава Ассоциации производителей традиционного сидра, генеральный директор ООО «Заповедник» Александр Казаков.
Вместе с тем сейчас у российских компаний появилось преимущество перед импортерами. «Из-за того, что пошлина на ввоз сидра повысилась, цены на отечественную продукцию стали более конкурентоспособными», — отмечает Максим Черниговский, руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге.
«Что касается конкуренции с импортом, то могу отметить, что потребитель, который в принципе выбирает сидр, готов пробовать новые марки и вкусы, в том числе местного производства», — говорит Николай Митчин.
Он добавил, что тренд на потребление сидра в России фактически запустили импортеры, поскольку именно они познакомили потребителя с этим напитком. «Потом уже к этой истории стали подтягиваться и российские производители», — рассказал Николай Митчин.
Слабоалкогольная перспектива
Растет конкуренция между отечественными производителями сидра — теми, кто самостоятельно варит этот напиток, и компаниями, которые используют в приготовлении яблочный концентрат (их продукция дешевле). «Однако потребитель уже видит разницу между традиционным сидром и напитком, сделанным из концентрата», — говорит Александр Казаков.
По его мнению, потребление и производство сидра в России будет расти и дальше. «Тут сложилось несколько тенденций: глобальный тренд на потребление преимущественно слабоалкогольных напитков, тот самый ЗОЖ, а также мода на сидр», — комментирует Александр Казаков.
Другие эксперты также говорят, что в 2025 году рынок сидра и пуаре в России продолжит демонстрировать положительную динамику. «Ожидается, что объемы розничных продаж вырастут на 10–15%», — говорит Максим Черниговский. Это обусловлено несколькими факторами. В том числе тем, что потребитель отдает предпочтение сидру и пуаре как альтернативе традиционным алкогольным напиткам. Кроме того, доля импортной продукции будет снижаться из-за повышенных пошлин, что создает дополнительные возможности для российских компаний.
«Перспективы развития рынка выглядят весьма оптимистично. Инвестиции в современные технологии производства и маркетинг позволяют отечественным производителям не только удовлетворять внутренний спрос, но и рассматривать возможности экспорта», — отмечает Максим Черниговский.