Хочу чая! Как развивается рынок чая и кофе в России

Чай был в России основным горячим напитком на протяжении многих десятилетий. Но в последние несколько лет кофейная культура совершила рывок развития: кофе обогнал по популярности традиционный чай. «Новый проспект» разбирался, что меняется на рынке кофе и чая, какие напитки предпочитают потребители и каковы перспективы рынка.
Жареный кофе превалирует над растворимым
В 2024 году показатель объема поступившей на рынок кофейной продукции составил 195 тыс. тонн. Для сравнения: в 2009 году этот объем был в 2 раза ниже и постепенно рос с активным рывком в 2019 году. При этом сегмент жареного молотого кофе превалирует над растворимым в соотношении 55% к 45%. И хотя в рознице по-прежнему продается больше растворимого кофе, Россия в целом потребляет больше жареного.
«Продажи для домашнего потребления жареного кофе идут в основном через каналы электронной коммерции. И значительная часть жареного кофе продается в заведениях общественного питания: объем потребления кофе в кофейнях, ресторанах, барах и прочих точках довольно высок и продолжает увеличиваться», — поясняет Рамаз Чантурия, генеральный директор главной российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе».
Продолжает увеличиваться и объем ввоза зеленого кофе. Он достиг в 2024 году рекорда — 234 тыс. тонн сырья, которое идет на переработку во все типы кофейной продукции: жареный кофе, молотый, порошковый растворимый, гранулированный, кофейные смеси, «два в одном», «три в одном» и пр. «То есть всё бо́льшая часть того, что мы видим в российских магазинах, делается на территории России. Все предприятия, все перерабатывающие комплексы расположены у нас. Это касается и зарубежных известных брендов, таких как Nescafe и Jacobs», — заключает Рамаз Чантурия.
Ключевые поставки идут из Бразилии и Вьетнама — двух стран, обеспечивающих 60% мирового рынка, а с 2023 года еще и из Китая. При этом арабика в физическом объеме занимает 44%, а робуста, которая используется прежде всего для производства растворимого кофе, — 56%.
Кофеманов стало больше
В Петербурге кофе любили всегда, с самого основания города. Ленинград считался чуть ли не самым кофейным городом Советского Союза.
«Я часто привожу пример моей мамы, жуткой кофеманки. Наверное, с детства я начал, кроме молока, пить кофе. Уж точно еще не умел разговаривать, но вдыхал его аромат. И до сих пор, несмотря на свои 84 с лишним года, она каждое утро варит в турке две-три чашки крепкого кофе», — улыбается Владимир Леншин, шеф-повар гастрономического клуба «Бенефис вкуса», эксперт шоколадной фабрики «Император».
Он рассказывает, что, когда кофе еще в 70-х годах резко подорожал, мамины подруги сожалели, что, может быть, теперь придется перестать его пить. И мама на это сказала гениальную фразу: «Я откажусь от чего угодно: от нового платья, от лишней косметики, но кофе не перестану пить никогда, сколько бы он ни стоил».
При всём том людей, любящих кофе, сегодня действительно стало ощутимо больше. Это подтверждают и непосредственные участники рынка. «И несмотря на большую конкуренцию и количество предложений, мы ощущаем рост интереса к нашему кофе. За последние 5 лет у нас увеличилось количество жарок в месяц от 3–5 тонн до 25–30. Сильно заметен выросший интерес к фильтр-кофе и напиткам, приготовленным на качественном растительном молоке», — отмечает Николай Готко, сооснователь и совладелец петербургской кофейной компании «больше кофе ростерс».
В своих кофейнях Николай Готко и Николай Яланский, второй совладелец, предлагают кофе не только из Бразилии, Китая и Вьетнама, но и из Кении, Руанды, Эфиопии, Колумбии, Гватемалы, Папуа — Новой Гвинеи, Коста-Рики, Индии, Индонезии. Поскольку они профессиональные обжарщики, то привозят в Россию зеленый кофе и сами его обжаривают. Остальные кофейни выбирают обжарщиков, в том числе и «двух Николаев», предпочитая их вкус и стиль подхода к зерну.
Честный черный чай
Чистого чая, начиная с 2011 года, Россия завозит всё меньше. «Это связано с тем, что, хотя потребность в чае сохраняется на уровне прошлых лет, использование чистого чая в чайной продукции снижается», — объясняет Рамаз Чантурия.
Рынок меняется: потребителю нужны новые вкусы, постоянное обновление ассортимента, и компании используют больше различных трав, фруктов и других вкусоароматических добавок из растительного сырья. Хотя, как отмечает эксперт, в 2024 году вновь наблюдался всплеск интереса к «честному чаю»: объем импорта вырос почти на 10 тыс. тонн, достигнув 129 тыс. тонн. Для сравнения: в 2011 году этот объем составлял 188,2 тыс. тонн.
Доля черного чая в поставках составляет 90%, при этом почти 94% занимают поставки нефасованного чая.
Чай поступает в Россию из более чем 40 стран, однако ключевыми поставщиками остаются три из них: Индия, Шри-Ланка и Кения. Китай, несмотря на то что является крупнейшим производителем чая в мире, не занимает у нас лидирующих позиций на рынке. Рамаз Чантурия объясняет это двумя факторами. Во-первых, Китай в основном ориентируется на производство зеленого чая, который мы покупаем мало. Но более существенный второй фактор: в Китае очень емкий и финансово привлекательный внутренний рынок, который формирует и спрос на чай, и соответствующие цены. И для китайских производителей свой рынок гораздо более привлекателен, чем российский, европейский или американский.
Потенциал есть
Эксперт отмечает, что, несмотря на рост потребления кофе и относительное снижение потребления чая, общий объем горячих напитков за 13 лет фактически не изменился: в 2011 году в России было выпито 309 тыс. тонн кофе и чая, в 2024-м — 318 тыс. тонн.
«То есть кофе постепенно замещает чай, но в целом количество выпиваемых чашек сильно не увеличилось», — говорит Рамаз Чантурия.
И именно в этом он видит дальнейшую перспективу развития рынка. Объем потребления кофе в России составляет около 2 кг на душу населения в год, а в европейских странах — в среднем 5–6 кг.
«А в северной Европе, если брать Норвегию, Швецию, Финляндию, потребление превышает 10 кг на душу населения в год. То есть у нас есть потенциал роста горячих напитков — и кофейных, и чайных. И он на самом деле очень значительный. Над этим нам всем еще предстоит работать», — заключает эксперт.
В материале были использованы материалы вебинара WorldFood Connect «Особенности текущего состояния рынков кофе и чая»