Хлеба и зрелищ. Какие направления туризма раскручивают города и страны
Сокращение продолжительности путешествий, их спонтанность, стремление людей к смене впечатлений меняют туристическую отрасль. Как изменился активный туризм в России и что сегодня важно учитывать в формировании турпродукта, узнал «Новый проспект».
«Мы наблюдаем новый формат развития экономики впечатлений, который разделяется на впечатление-предвкушение, впечатление-действие и впечатление-воспоминание», — говорит Игорь Каверзин, президент Международной академии развития туриндустрии (МАРТ).
Впечатления-действия составляют лишь 40% впечатлений туристов от поездки, подчеркивает Каверзин. А значит, представителям туристической индустрии необходимо работать с клиентами как до путешествия, так и после, будоража их воображение как предвкушениями, так и воспоминаниями о путешествиях.
Активный туризм, приводит цифры Игорь Каверзин, ежегодно растет на 30%. В 2023 году более 14,5 млн человек побывали в российских заповедниках и нацпарках. 5,1 млрд рублей выделено в рамках нацпроекта на развитие инфраструктуры экотуризма и расширение линейки услуг в 2023–2025 годах.
Развивается не только экономика впечатлений. Сам активный туризм также претерпевает изменения, которые также важно учитывать в формировании турпродукта.
Продолжительность путешествий сократилась
«Во-первых, все маршруты изменились по продолжительности. Если еще 5–7 лет назад сложно было представить дальнюю туристическую поездку менее чем в 14–15 дней, то сейчас продолжительность туров сократилась до 5 суток в среднем», — отмечает Сергей Зенкин, руководитель рабочей группы Федерации спортивного туризма России по обучению и аттестации инструкторов-проводников.
При этом, говорит эксперт, впечатления складываются у людей из нескольких элементов, и если хотя бы один-два из них не сложились, общее ощущение хорошей поездки пропадает. Он приводит в пример путешествие на Камчатку, которое однажды совершал с группой: отличный перелет из Москвы, заселение в замечательный отель, вкусная местная еда, прекрасные захватывающие дух виды полуострова, и вдруг — выход на одно из плато, где разбросаны грязные бумажные салфетки и туристический мусор.
«Нашему разочарованию не было предела! — говорит Сергей Зенкин. — И краткость поездки не позволила его сгладить: при перелете в Москву все еще вспоминали этот неудачный подъем».
Мультибрендовость и спонтанность
Во-вторых, путешествия стали мультибрендовыми. «Если я раньше занимался водным или пешеходным туризмом, то сейчас за 5 дней туристы могут заняться пятью видами: они хотят смены впечатлений!» — продолжает Сергей Зенкин.
В-третьих, туроператорам нужно учитывать спонтанность путешествий. Сергей Зенкин рассказывает, что было время, когда он готовился к поездке на Камчатку 2 года, «и это было огромным удовольствием!» А сегодняшний турист ищет горящие путевки и скидки, и основным мотивом выбора маршрута может являться именно их наличие.
«В крупных дестинациях фактически нет крупных операторов, экскурсиями занимаются маленькие компании. Поэтому нет работы по формированию группы, по формированию впечатления до и после. Конечно, маленькие операторы понимают проблемы региона, но необходимо создание крупной операторской компании, чтобы она привнесла свои компетенции», — считает эксперт.
«Направления туризма, которые сегодня наиболее активно интегрированы в новую концепцию экономики впечатлений, — это событийный, гастрономический и музыкальный туризм, которые тесно связаны с событийным. Именно в этих сегментах можно сколь угодно долго работать с туристом, вовлекая его в новые проекты и повторные посещения мероприятий», — отмечает Игорь Каверзин.
Сила гастрономии
Эксперт приводит данные Комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ): на сегодняшний день 10% от всех экскурсионных туров приходится на гастрономические путешествия.
«Самые большие эмоции и впечатления люди во время своего путешествия получают за счет гастрономической составляющей. Они хотят вкусно поесть, хотят, чтобы был достойный завтрак, чтобы от еды у них остались какие-то впечатления», — соглашается Олег Алексеев, президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАСТ).
За год в России проходит более 30 фестивалей локальной кухни и продуктов, и все они популярны и имеют большой успех. Через кухню, через гастрономию люди получают больше эмоций и впечатлений, которые влияют не только на решение вернуться в этот город еще раз, но и на отношение к стране в целом: председатель Комитета по гастрономическому туризму РСТ Леонид Гелибтерман считает, что 56% людей меняет свое мнение о стране или регионе в положительную сторону после того, как они попробовали его кухню.
Музыка нас связала
В отношении музыкального туризма Игорь Каверзин приводит общемировые цифры: общий объем музыкального рынка — более $700 млрд, а каждый десятый фанат на концертах звезд является туристом.
«При этом в этой сфере очень ярки как впечатления-предвкушения (сбор единомышленников, приобретение мерча, планирование маршрута, бронирование оптимального отеля, периферийный досуг), так и впечатления-воспоминания (посты в соцсетях, фото, эмоциональная привязка к месту концерта)», — рассказывает Максим Чернов, руководитель Центра моделирования музыкально-туристических продуктов продюсерского центра WEXECON.
Сегодня, по его данным, в России проводится более 30 крупных музыкальных фестивалей с ценой билета от 1 тыс. до 12 тыс. рублей. Бюджеты крупнейших фестивалей насчитывают сотни миллионов рублей. Например, бюджет VK Fest в 2023 году составил около 500 млн рублей.
Популярность музыкальных фестивалей растет. Так, если фестиваль «Мир Сибири» в 2019 году посетили 32 тыс. человек, то в 2023-м — 77,5 тыс. На «Дикую мяту» в 2019-м приехали 60 тыс. человек, а в 2023 году — 75 тыс. Популярность фестиваля Ural Music Night увеличилась с 300 тыс. человек в 2019-м до 360 тыс. в 2023-м.
«Соответственно, растут не только доходы артистов, но и доходы города, региона и его бизнеса, ведь все эти люди живут здесь, едят, покупают сувениры и ездят на местном транспорте. Кроме того, они потом будут долго вспоминать и рассказывать о своем пребывании в данном городе и регионе, а значит привлекать внимание к территории и «вербовать» новых туристов», — заключает Максим Чернов.
По материалам XXIX Международного форума-выставки по туризму «Отдых Leisure 2024»