— 2024 год для автобизнеса в очередной раз стал годом сюрпризов: ставка и массовый уход клиентов в депозиты, утильсбор, разучивание трудновыговариваемых названий новых брендов…
Выживших после такого удивить будет уже очень сложно. Другое дело, что отмирание части дилеров еще будет происходить в течение года-двух. И даже никакие «лебеди» особо не нужны. Хватит действующей ключевой ставки и просто перенасыщенности дилерской сети. Поэтому 2025 год в автобизнесе можно смело назвать годом отрезвления, креатива и инвестиций. Новые массовые бренды уже вряд ли появятся, старые точно пока не вернутся.
Первое — отрезвление. Уже всем понятно, что ждать низких цен от заполонивших рынок китайских брендов не приходится. Цены адекватные, но низкими их не назвать. Соответственно, раскачать спрос за счет этих цен не получится. Поэтому надо думать, как продавать дорогие автомобили с высокой процентной ставкой. Конфетно-букетный период в отношениях дилеров и китайских импортеров закончился: полетели требования по соблюдению дилерских стандартов, переоформлению шоурумов, планы по закупкам не только запчастей, но и аксессуаров, одежды и т.п. Учитывая, что далеко не все дилеры продают хотя бы 30 машин с центра при желательном минимуме в 50, многие задумываются, а нужны ли им такие дилерские контракты.
Второе — креатив. По разным оценкам, на стоках сейчас скопилось от 500 тыс. до 800 тыс. автомобилей. Производители в большинстве своем нарисовали вполне разумные планы. Но только все они основаны на том, что накопленные стоки равны нулю. А по факту половина этих планов не просто произведена, она уже завезена в страну и стоит у дилеров. При этом еще, по старой доброй российской автодилерской традиции, отчитались о части этих машин как об уже проданной. То есть у импортеров даже не всегда есть корректные данные по складским запасам у дилеров. Поэтому дилерам придется как следует исхитриться, чтобы не только распродать стоки, но и выполнить новые планы. При этом необходимо минимизировать складские запасы, так как при текущей ставке сток больше единицы — безумие.
Отдельная точка фокуса — сервисное обслуживание. Клиенты прежних брендов уходят в неофициальные сервисы, а объемов продаж китайских автомобилей пока никак не хватает для полноценной загрузки ремзон. Поэтому дилерский бизнес вынужден максимально креативить для загрузки своих мощностей и формирования лояльности гарантийных клиентов, чтобы они не ограничивались нулевым и первым ТО.
И третье: основная масса дилеров идет старым проверенным способом — увеличением рекламных бюджетов. За 2024 год средние инвестиции в диджитал-маркетинг у дилеров выросли примерно на 26%. Однако это не панацея. Отсюда третья составляющая дилерских стратегий на 2025 год — смена приоритетов в инвестировании. К сожалению, лишь немногие дилеры продолжают инвестировать в свой персонал. Пересмотр систем мотивации линейного персонала в сторону не только количественных, но в первую очередь качественных показателей позволит компаниям не выживать, а обыгрывать конкурентов. И, традиционно, связка маркетинга и IT: как бы фантастически ни звучало, но у большинства дилеров до сих пор сохраняется подход, при котором «маркетинг равно реклама», а «IT равно компьютеры». Инвестиции в персонализированный маркетинг, в качественную систематизацию и обработку клиентских данных дают вполне измеримый ROI (Return on Investment — финансовый показатель, который используется для оценки эффективности инвестиций, он показывает, насколько прибыльными или убыточными были вложения. — Прим. «НП») и позволяют строить бизнес, не опираясь исключительно на волю импортера. Те, кто продолжит работать по старинке и не сменит приоритеты, точно умрут.