Все на завод! Как в России развивается промышленный туризм

Экскурсионная программа Императорского фарфорового завода в Петербурге включает посещение Цеха высокохудожественных изделий. Фото: ИФЗ
Узнать особенности промышленного приготовления печенья, создания деталей судовой арматуры, производства пиломатериалов поможет промышленный туризм. Кому интересно ходить по фабрикам и заводам, разбирался «Новый проспект».
Промышленный туризм — это экскурсии на фабрики, заводы и другие производства. Считается, что моду на него ввел американский бренд Jack Daniel’s. В далеком 1866 году в день старта работы своего завода компания дала возможность осмотреть производственные цеха всем желающим. Предложение вызвало большой ажиотаж.
На рубеже XIX–XX веков промышленный туризм стал развиваться не только в США, но и в Европе. Там туристы с удовольствием посещали уже неработающие соляные и угольные шахты, а также верфи.
В России походы публики на заводы начались примерно в 30-х годах прошлого века. Тогда государственное бюро «Советский турист» начало выпускать листовки с описанием производственных экскурсий. Жители СССР могли посещать предприятия химической, горной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности.
А сейчас моду на промышленный туризм пытаются создать государственные структуры. С 2020 года Агентство стратегических инициатив совместно с несколькими регионами при поддержке Минпромторга России запустило инициативу по развитию промышленного туризма под названием «Открытая промышленность». Сейчас в программе участвуют более 50 субъектов РФ и более 400 предприятий.
Шоколад, фарфор и кружева
Считается, что промышленный туризм помогает улучшить имидж предприятий и способствует привлечению на заводы молодежи. Кроме того, предприятия действительно могут стать одним из элементов экскурсионных маршрутов в регионах.
Сейчас экскурсии для всех желающих проводят металлургические, энергетические, пищевые, судостроительные производства. Известные предприятия, куда можно прийти, — это Бабаевская кондитерская фабрика, Чиркейская ГЭС в Дагестане, Магнитогорский металлургический комбинат, Императорский фарфоровый завод в Петербурге.
«В Череповце действует прекрасный музей «Северстали». В Тобольске есть экскурсии на косторезную фабрику, а в Вологде можно посетить кружевные фабрики. И это действительно интересно посетителям», — комментирует Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации, совладелец Cronwell Hospitality Group.
Аромат печенья и детали арматуры
В Петербурге и Ленобласти не так много известных предприятий, где развивается промышленный туризм. Тем не менее Ленинградская областная торгово-промышленная палата (ЛОТПП) в 2024–2025 годах провела целый цикл экскурсий на предприятия региона, правда, в основном для представителей бизнеса, студентов и журналистов.
Вместе с ЛОТПП корреспондент «Нового проспекта» лично побывал на кондитерской фабрике «Любимый край» и увидел, как выпекается ароматное печенье.
А на заводе судостроительной арматуры «Тритмэнт» участникам экскурсии не просто показали разные этапы производственного процесса, но и дали возможность собственноручно поучаствовать в создании деталей для арматуры. Тут же представители «Тритмэнта» приглашали на работу студентов, которые тоже были на экскурсии.
На Северной верфи тоже регулярно проводятся экскурсии - и в музей истории завода, и по производству. Но...поскольку предприятие режимное, побывать на этих экскурсия могут только граждане РФ и только по официальному запросу в составе организованных групп. Причем, записываться придется за пару месяцев.
"Завод посещают разные категории граждан. В основном это школьники, студенты, их родители, представители предприятий из судостроительной отрасли и других сфер промышленности, ветеранских организаций и др. Но в целом наши двери открыты для всех, мы рады всем гостям", - заявили на предприятии.
Крутая локация
Кроме того, Агентство экономического развития Ленобласти вместе с региональным комитетом по туризму разработала программу «Крутая локация» в рамках федеральной программы «Открытая промышленность».
Это программа развития промтуризма в Ленинградской области с помощью проработанных комбинированных маршрутов. Экскурсии на индустриальные объекты совмещаются с осмотром культурно-исторических памятников, природных достопримечательностей и знакомством с местной кухней. Программа помогает популяризировать ведущие предприятия, повышает узнаваемость их продукции и содействует развитию туристического потенциала региона, отмечается в презентации программы. Разработчики «Крутой локации» предлагают» посетить, например, терминал минеральных удобрений Port Favor в Усть-Луге, а также Ижорский музей.
В Тихвине можно осмотреть фабрику по производству мебели «Луза-Лес», трикотажную фабрику «Комацо», а в рамках культурной программы — дом-музей Римского-Корсакова и Богородичный Успенский монастырь.
В Выборгском районе можно попасть на фабрику изоляционных материалов «Роквул» и Светогорский ЦБК.
Как пояснили в пресс-службе правительства Ленобласти, «Крутая локация» может быть неким ориентиром для турфирм при организации маршрутов в регионе.
Новое перспективное дело
Эксперты считают, что промышленный туризм вполне может стать интересным для «традиционных» туристов при определенных условиях.
«Важно, чтобы это было не формальное посещение цехов, а интересно организованные экскурсии», — считает Алексей Мусакин. Кроме того, сами предприятия должны активно заниматься этим направлением, создать минимальную туристическую инфраструктуру. «И тогда всё получится. Но пока говорить об активном развитии этого направления в нашем регионе рано», — заключает он.