Вместо пляжа — айсберг. Добро пожаловать в Антарктиду! 

Каждый год в Антарктиду прибывают тысячи туристов — на круизных лайнерах, частных яхтах и самолетах. Их влекут айсберги, колонии пингвинов и настоящий холод. Если раньше среди гостей континента были лишь ученые и полярники, то теперь здесь можно встретить блогеров, бизнесменов и просто состоятельных людей, для которых поездка в ледяную пустыню — еще одна галочка в списке достижений.

Еще несколько лет назад поездка в Антарктиду была уделом единиц. Сегодня сюда прибывают толпы. В сезоне 2022–2023 годов рекордные 105 тыс. туристов ступили на этот суровый берег — почти в полтора раза больше, чем в предыдущем сезоне.
Кто они? В основном это американцы, британцы, немцы, австралийцы, китайцы. Французы, канадцы и японцы тоже не отстают. Разные страны, разные языки, но их объединяет одно — жажда увидеть нетронутый край, пока он еще не превратился в массовое направление.
Возраст путешественников — 45–65 лет. Молодежи здесь меньше, но фотографы и блогеры всё чаще пробираются даже на этот континент. Чем экстремальнее кадр, тем больше лайков. А Антарктида дает уникальный фон: зеркальные льды, исполинские айсберги, пустынные горизонты, где даже ветер звучит, как артхаусный саундтрек.
Для многих Антарктида не первая и не последняя галочка в списке дорогих приключений. Здесь предприниматели, топ-менеджеры, ученые и те, кто хочет эффектно сказать за ужином: «Когда я был в Антарктиде…»

Билет в вечную мерзлоту 

Антарктида не самое бюджетное направление. Сюда не летают регулярные рейсы, нет дешевых хостелов и кафе на каждом углу. Даже самый скромный тур стоит как минимум две поездки на Мальдивы.
Большинство путешественников — около 90 % — попадает в Антарктиду на круизных лайнерах. Их возят компании Silversea (Италия), Hurtigruten (Норвегия) и Quark Expeditions (Канада). Китай активно строит свои круизные лайнеры и продвигает туры для обеспеченных граждан своей страны. 

Цены на антарктические туры начинаются от $6 тыс. — это минимальный вариант, подразумевающий, что путешественник просто высадится на одном из островов Антарктики и вскоре вернется обратно. Классический десятидневный круиз обойдется уже в $10–15 тыс., а если добавить комфорт, отдельную каюту и более продолжительное путешествие с посещением научных станций, цена легко перевалит за $20–30 тыс.
Южноамериканские туроператоры тоже нашли свою нишу. Они предлагают экспресс-маршруты в Антарктиду, включая перелеты через пролив Дрейка. Это дороже, но позволяет избежать двухдневной качки в одном из самых бурных мест Мирового океана и буквально за несколько часов оказаться среди льдов. 
Самый дорогой формат — частные экспедиции и эксклюзивные туры, включающие, например, высадку на Южный полюс и пикники с шампанским. Такие путешествия обходятся от $50 тыс. и выше. Несмотря на цену, желающих хватает, и многие туры бронируются за год вперед.

Между айсбергами

Программы туров обычно расписаны по минутам, ведь поездка в Антарктиду — редкая возможность. Главное событие — высадка на берег. Туристы на надувных лодках (зодиаках) добираются до суши и несколько часов проводят среди льдов. Можно наблюдать за колониями пингвинов, следить за движением айсбергов или просто ощутить, что значит полная тишина.
Некоторые маршруты включают посещение исследовательских станций. Туристам показывают, как живут полярники, а в сувенирных уголках продают магниты с антарктической символикой — один из немногих легальных сувениров, который можно увезти с собой. Даже обычный камень отсюда увезти нельзя.
Есть и более активные варианты. Можно подняться на ледяные возвышенности: подъемы не слишком сложные, но позволяют почувствовать масштаб этого безмолвного пространства. Без сопровождения здесь, конечно, никто не ходит: климат слишком непредсказуемый, а местность требует осторожности.

Любители экстрима выбирают каякинг среди айсбергов. Лодка скользит среди ледяных громад, которые в зависимости от освещения могут быть то белоснежными, то насыщенно-синими. Смельчаки пробуют сап-серфинг и даже погружение в воду с температурой около нуля — «чтобы было что вспомнить».

Отелей нет, а почта есть

Антарктида, конечно, не то место, где можно неспешно гулять по набережной, заходить в кафе и выбирать сувениры. Но открытку отсюда отправить можно. 
Самая популярная антарктическая почта — на британской базе Порт-Локрой. Это бывшая исследовательская станция, а теперь музей и почтовый пункт, куда заходят туристические корабли. Здесь можно купить открытку, наклеить антарктическую марку и отправить письмо с края света.
А дальше — логистика. Открытка ждет ближайшего судна, которое доставит ее в Южную Америку, а оттуда она отправится по миру. Доставка занимает недели, а то и месяцы, но зато редкий антарктический штемпель стоит ожидания.
Почтовые отделения есть и на аргентинской базе «Эсперанса» и чилийской «Вилья Лас-Эстрельяс». Последняя уникальна: это единственное место в Антарктиде, где живут семьи, работает школа и даже есть церковь.

Последний нетронутый уголок

Международный договор запрещает в Антарктиде любую хозяйственную деятельность, кроме научной. А Международная ассоциация туроператоров Антарктики накладывает дополнительные ограничения: на берег не может высаживаться более 100 человек одновременно, а крупные лайнеры без экспедиционной подготовки вообще не имеют права сажать пассажиров.
Но даже с мерами предосторожности туризм в Антарктиде растет, а вместе с ним — нагрузка на хрупкую экосистему. Ученые уже заметили, что в местах частых высадок пингвины начинают вести себя иначе.
Пока баланс между туризмом и природой удается сохранять, но с каждым годом это становится сложнее. Возможно, в будущем поездка на этот континент станет еще труднее и дороже.

Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня