Вломился с миром

27 Января 2025

Ну что ж, за 24 часа прекратить конфликт на Украине у Дональда Трампа всё же не получилось. Хотя многим уже думалось, что стоит ему сделать один телефонный звонок, как Киев немедленно капитулирует. Вместо этого Трамп буквально потребовал от Владимира Путина переговоров и сделки. В Кремле отреагировали с готовностью, показав, что переговоры очень нужны. О том, как будут развиваться события, размышляет политический обозреватель «Нового проспекта» Михаил Шевчук.

Оптимисты ждали подарка. Казалось, что Дональд Трамп, вернувшись в Белый дом, просто с ходу распорядится больше не помогать Украине, после чего там за пару часов поймут, что сопротивление бесполезно, и страна сама упадет России в руки, как перезрелый плод. Такого американский президент делать пока не стал, о чем подозревали пессимисты. Он выступил с обращением к Путину, сделанным в настолько напористой манере, что у нас его тут же назвали ультиматумом.

«Я не хочу причинять боль России. Я люблю русский народ, и у меня всегда были очень хорошие отношения с президентом Путиным. Я собираюсь сделать России, чья экономика терпит неудачу, и президенту Путину очень большую услугу. Уладьте дела сейчас и остановите эту нелепую войну! Будет только хуже!» — заявил Дональд Трамп. По его мнению, «пришло время заключить сделку», чтобы больше не было потерянных жизней. А если мы ее не заключим, продолжил Трамп, «в ближайшее время у меня не будет другого выбора, кроме как наложить высокий уровень налогов, тарифов и санкций на всё, что продается Россией Соединенным Штатам и различным другим странам-участницам». Другими словами, выходи, Путин, на мирные переговоры, иначе такие санкции вкрутим, что небо с овчинку покажется. Раньше бы такое назвали «принуждением к миру».

Насколько всё это может быть серьезно, еще нужно посмотреть. После всех предыдущих пакетов санкций Россия уже не так много чего поставляет в США, чтобы опасаться пошлин. С другой стороны, Вашингтон, наверное, способен организовать рост пошлин на российский импорт и в другие страны. И вообще создать еще больше проблем. Мы-то ведь не знаем, сколько еще проблем и как долго страна готова вынести.

Главное здесь — это слово «сделка». Это значит, что дарить Трамп ничего не собирается, а собирается продавать, покупать и меняться. Стало понятно, что он и не друг, и не враг, а делец. С которым еще надо посмотреть, как себя вести.

Впрочем, может быть, именно делового разговора в Кремле и ждали. Безо всякой художественной лирики про демократии и диктатуры. Правда, обновленный тон Кремлю явно не понравился. Президент США с ходу попытался занять позицию сверху: мало того, что он сделал вид, что оказывает России услугу, фактически спасает ее от экономического краха, так еще и заявил, будто это Россия помогла США победить во Второй мировой войне. Покусился на самое святое.

Кремль оказался в стилистически сложном положении. Потому что Владимир Путин уже успел несколько раз заявить, что готов к переговорам, и даже без особых предварительных условий. Он же не знал, что Трамп примется так хамить. В общем, по ответной реакции можно было судить о том, насколько Россия действительно нуждается в переговорах и сделках.

В первые сутки в Москве, судя по всему, раздумывали, не нахамить ли в ответ. Основные спикеры Кремля и МИД воздерживались от внятных комментариев, а сам Путин, показавшись на публике (он участвовал в заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив), тему демонстративно игнорировал. Более того, позволил себе сценку в виде срочного разговора с президентом Гвинеи-Бисау (это такое карликовое государство в Центральной Африке). Откуда этот гвинеец вдруг взялся и что ему было нужно, непонятно, но смысл мизансцены, видимо, состоял в том, чтобы показать: да нам, дескать, Гвинея-Бисау и то важнее, чем американские предложения. Конечно, приличные президенты ведь не кидаются так сразу на первое же предложение свидания.

Долго интересничать, впрочем, не стали. Сначала появился инсайд от источников Reuters: Путин-де считает, что цели спецоперации уже выполнены, и признает проблемы в экономике. И пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, к удивлению, вдруг не стал тут ничего опровергать. Просто отказался комментировать.

А затем и сам президент подтвердил: «Скорее всего, действительно нам лучше встретиться, опираясь на реалии сегодняшнего дня, поговорить спокойно по всем тем направлениям, которые представляют интерес как для США, так и для России. Мы готовы». А еще подлил меда для самого Трампа, заметив, что «если бы у него в 2020 году не украли победу, то, может быть, и не было бы того кризиса на Украине, который возник в 2022 году».

Для радикальных патриотов, судя по телеграм-каналам, это высказывание стало ударом. Получается, решили они, что защита русских на Украине была для Кремля как бы опциональным шагом, зависящим от позиции американского президента, а не от собственных взглядов и усилий. Был бы, мол, в США «хороший президент», с которым и спорить-то не хочется, и не понадобился бы нам никакой Мариуполь. Хотя, возможно, Путин просто имел в виду, что Трамп с самого начала не помогал бы Киеву.

Шпильку насчет помощи в победе Владимир Путин решил пропустить мимо ушей. 

Более того, помощник президента, глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, один из самых бескомпромиссных радетелей за славу российской истории, совсем уже неожиданно назвал мнение Трампа здравым. «То, что Россия помогла Америке, — хорошо, что Трамп так сказал. Потому что сейчас превалирующий дискурс — это то, что РФ мешала Америке победить Гитлера. Здесь он занимает здравую позицию», — сказал Мединский.

Слышать такое от одного из хедлайнеров российской идеологической политики, мягко говоря, удивительно. Но все эти заявления показательны. Злить Трампа не хотят любой ценой. Американский же президент в отношении Украины пока балансирует на грани: на днях он выпустил распоряжение о приостановке программ помощи США другим странам, но эта приостановка пока временная, и если военное финансирование Израиля и Египта в документе упомянуто (оно остается), то Украины и Тайваня — нет; это пока что остается предметом обсуждения. Различных программ у США много, и неясно, по каким линиям финансирование приостановлено, а по каким продолжится.

Однако и Владимир Зеленский, кстати, тоже уже превратился у Путина из полностью нелегитимного президента в «недостаточно легитимного»: американцы «должны заставить» его отменить запрет на ведение переговоров с Россией, введенный Зеленским тогда, когда он «еще был достаточно легитимным главой государства», сказал Путин. Конечно, здесь есть определенная недосказанность, ведь если Зеленский, как утверждают в Москве, уже нелегитимен, то и отменить тот запрет он уже не может; отмена, по идее, окажется нелегитимной. Но если, как говорит российский президент, без этой отмены переговоры невозможны, значит, Москва уже настроена на то, что заключать сделку придется не только с Вашингтоном, но все-таки и с Киевом, причем с Зеленским.

Неизвестно, что предложит Дональд Трамп, что — Владимир Путин и что на всё это скажет Владимир Зеленский. Но что пока кажется очевидным, так это то, что переговоры Владимиру Путину действительно очень нужны.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня