Владислава Шалапанова: «Здравствуй, школа: сначала физически, потом морально»
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Детский и семейный психолог Владислава Шалапанова рассказала о том, как подготовиться к началу учебного года, почему не стоит бросаться в учебу резко, как в омут с головой, и на какие моменты обратить внимание и детям, и родителям.
К школе стоит готовиться сначала физически, это создаст базу для дальнейшей моральной и психологической настройки на учебный год. Во время каникул у большинства детей и подростков сильно сбивается режим сна и отдыха. Две недели — достаточный срок, чтобы сдвинуть режим подъема с 9 или даже 10 часов хотя бы на 8 утра. Чтобы сделать это без ссор и капризов, подберите интересные активности и дела, которые вытащат ребенка из постели пораньше. Это может быть дневной городской лагерь, различные выставки, поездки на природу, поход по магазинам и врачам, которые порой необходимы перед школой.
Ранние подъемы и загруженные дни могут способствовать тому, что ребенок сам захочет лечь спать пораньше. Обеды и ужины тоже стоит сдвинуть к вашему обычному времени в течение учебного года. Таким образом, перестроив организм заранее, мы снижаем уровень стресса от начала учебного года.
Далее важно обратить внимание на интеллектуальную нагрузку. Надеюсь, ваши дети хотя бы читали летом, успели научиться чему-нибудь новому в лагере или на курсах или как минимум смотрели познавательное видео. В противном случае интенсивная умственная нагрузка обрушится на них, как снег посреди лета. А полученные следом плохие оценки разрушат мотивацию к учебе.
Поэтому ищем летние интенсивы по английскому, устраиваем интеллектуальные баталии по вечерам или очень настаиваем на чтении, прослушивании аудиокниг по школьной программе.
Перечисленные советы больше подойдут для детей. С подростками такие хитрости могут и не пройти, но вести разговоры на тему подготовки к учебному году всё же стоит.
Покупка канцелярии
Непосредственно подготовка к началу учебного года тоже может помочь настроится на рабочий лад. Организация письменного стола дома, покупка канцелярии, выбор кружков и запись в них — всё это настраивает мозг на работу, так же как покупка купальника и шляпы на отпуск.
Скорректируйте нагрузку, решите вместе с ребенком, какие секции он будет продолжать посещать, а от каких хочет отказаться. Август — лучшее время для этого.
Не забудьте учесть в общем объеме загруженности вашего ребенка не только часы в школе, домашку и кружки, но и репетиторов и/или работу со специалистами (логопед, психолог), если они вам необходимы.
В плане нагрузки лучше дать меньше, чем ребенок может вынести, чем забить его график до отказа и получить выгорание уже в середине учебного года.
Первый, девятый, одиннадцатый
Особое внимание нужно уделить не только будущим школьникам 1, 9 и 11 классов, но и пятиклассникам.
Для адаптации первоклашек сейчас прилагается очень много усилий. И всё же на первых порах для них стрессом является почти всё: от требования сидеть неподвижно во время уроков до посещения школьных туалетов. У многих первоклассников еще не произошла смена ведущей деятельности с игровой на учебную, поэтому нужно много времени на отдых и восстановление. В этом помогут прогулки, возможность играть и творчество. А вот с дополнительными умственными занятиями, такими как музыкалка и английский, лучше бы повременить.
Для 9 и 11 классов рекомендации будут похожими. Здесь, согласно возрасту, уже идет формирование картины будущего, и учеба в школе уже самими ребятами осознается как подготовка к получению профессии. Именно о планах получения специальности стоит разговаривать, выбирать, на изучении каких предметов стоит сделать больший акцент, обсуждать разные варианты действий после школы.
15–18 лет — это возраст идеализации. Кажется, что весь мир по плечу: стоит только захотеть, и перед тобой распахнут двери хоть МГИМО, хоть Гарвард. Помочь подростку соотнести желаемое и реальное — еще одна наша непростая родительская задача.
Важно добавить, что между этими категориями есть еще одна, которая требует особого внимания педагогов и семьи. Это пятиклассники.
Адаптация к средней школе у многих проходит даже сложнее, чем в первом классе. Резко меняются требования учителей, много новых предметов, и одновременно начинается подростковый возраст.
Поддержка и еще раз поддержка
Но о каком бы школьном периоде бы мы ни говорили — о первых, пятых или старших классах, — крайне важно не смешивать ваши отношения с ребенком и его успехи в школе. Лучшее, что вы можете сделать, — это быть на стороне своего сына или дочери.
Это очень понятно на примере супружеских отношений. Представьте, что ваш любимый человек пришел домой и жалуется на начальника, а вы ему в ответ: «Правильно он тебя премии лишил! И вообще ты лодырь, каких свет не видывал!»
Так и с ребенком. Это не значит, что надо потакать прогулам или получению двоек. Это скорее про ситуацию: «Мне тут учитель пишет, что ты громко смеялся и разговаривал на уроке. Расскажи мне, что случилось, и мы вместе подумаем, как решить этот конфликт».
Чтобы уже в начале года задать мотивацию, действуйте по принципу маленьких свершений, которые важны для вашего сына или дочери. Обсудите, что для него было бы хорошим результатом первой учебной недели: получить пятерку, заканчивать с домашкой до 18 часов, а, может, выучить имена 10 одноклассников после перехода в другой класс? Фиксируйте достижения, обсуждайте причины, если чего-то не удалось добиться.
С ребятами постарше, начиная с 4–5 класса, уже можно обсуждать цели и задачи на четверть. Со старшеклассниками период планирования и постановки целей может достигать учебного года.