Вирус от приматов. Стоит ли бояться новой инфекции из Африки
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
ВОЗ объявила оспу обезьян чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. Поводом стало распространение вируса в Конго. Ранее Африканский центр по контролю и профилактике заболеваний объявил ЧС на континенте, поскольку инфекция распространилась на такие страны, как Кения, Бурунди, Руанда и Уганда. Режим чрезвычайной ситуации позволит ускорить исследования, финансирование и международную реакцию по сдерживанию распространения вируса. «Новый проспект» спросил специалистов, стоит ли россиянам опасаться оспы обезьян.
Надежа Сатосова, врач-эпидемиолог Медицинского центра «ХХI век»:
— Чрезвычайная ситуация для ВОЗ — это обстановка, в которой требуется участие профильных структур, например когда ареал распространения особо опасной инфекции расширяется или реализуется неизвестный ранее путь передачи.
Оспа обезьян, или Мрох, — это вирус из рода Orthopoxviridae семейства Poxviridae, ближайший родственник вируса натуральной оспы. При заболевании симптомы аналогичны натуральной оспе, но с более легким течением. Резервуар инфекции, несмотря на название, существенно шире: кроме обезьян, заразиться им можно от белок, крыс, других грызунов, низших приматов.
Первые случаи обезьяньей оспы зарегистрированы в 1970 году в Демократической республике Конго. В дальнейшем было несколько вспышек с более чем пятьюстами случаев в Центральной и Западной Африке, а с 2003 года случаи Мрох стали регистрироваться и за пределами африканского континента.
С1 января 2022 по 30 ноября 2023 зарегистрировано 92783 случая оспы обезьян в 26 странах, за этот же период зафиксирован 171 летальный исход от оспы обезьян. Подавляющее большинство подтвержденных случаев заболевания — обе Америки и Европа. В Африке, вероятно, не меньше, просто нет лабораторного подтверждения. Несколько случаев заболевания оспой обезьян было выявлено в 2024 году в России, в том числе в Петербурге. Самая длинная документированная цепочка на сегодня — это 9 последовательных случаев заражения человека человеком.
Когда мы говорим про оспу обезьян, вызывает опасение отсутствие этиотропного, то есть специфического лечения и недоступность на сегодняшний момент препаратов для профилактики. В принципе существует этиотропная терапия — Tecovirimat — специфический ингибитор вирусного протеина р73, специфичного для ортопоксвирусов. Он эффективен в отношении натуральной и обезьяньей оспы, но в нашей стране его нет.
В качестве специфической профилактики выступает вакцина против натуральной оспы: её эффективность в отношении оспы обезьян составляет около 85% и проявляется в виде более легкого течения. Поясню, что эта прививка перестала быть обязательной с 1981 года, так как считается, что данное инфекционное заболевание на планете ликвидировано. Сейчас вакцинации подлежат только работники лабораторий. Вакцина от ветряной оспы, естественно, неэффективна.
Существуют и другие виды оспы, например лошадиная, по поводу которой ВОЗ высказывала беспокойство еще в 2018 году. Тогда канадский вирусолог Дэвид Эванс получил печальную известность после эксперимента по восстановлению этого вируса, безопасного для человека. Эванса обвинили в безответственности, однако целью ученого было вовсе не развлечение. Он хотел показать всему миру, что угроза биологической безопасности реальна, и пытался понять, может ли обычный биохакер собрать опасный вирус «на коленке». Ответ оказался неутешительным: сделать это непросто, но возможно.
Александр Соловьёв, руководитель направления лабораторных исследований ГК «Медма»:
— Давать оценку тому, как может развиваться ситуация с оспой обезьян, пока рано. Непонятно, может ли произойти межконтинентальное распространение инфекции. Сложно оценить пандемичность и сопоставить новый вирус с ковидом или гриппом. При этом мы видим, что сейчас ВОЗ действует на предупреждение сложных ситуаций, пристально следит за африканскими странами. Возможно, организация заранее предупреждает и информирует общественность о потенциальной угрозе, чтобы на региональном уровне руководство стран предпринимало все необходимые меры для сдерживания вируса. По сути, обращение ВОЗ — это призыв к профильным службам, чтобы они работали максимально четко, проявляли бдительность, обеспечили возможность оперативно диагностировать заболевание. В целом я считаю, что россиянам переживать о приходе оспы обезьян в нашу страну не стоит.