Виртуальное путешествие: в России растет популярность онлайн-сервисов по туризму
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
В России активно развивается рынок TravelTech‑проектов. Цифровизация путешествий и туризма — новый тренд на IT-рынке. Кроме привычных сервисов бронирования к ним добавляются и полноценные технологические платформы для гостиничного бизнеса.
Термин TravelTech достаточно широкий: он охватывает все технологии для улучшения индустрии путешествий и туризма. Это и приложения, и онлайн-платформы для бронирования туров, отелей, билетов, и чат-боты, и другие облегчающие жизнь туристам, отелям и авиакомпаниям технологии. До февраля 2022 года доминирующее положение на российском рынке онлайн-бронирования гостиниц, который на тот момент олицетворял весь TravelTech, прочно занимал Booking. В российском союзе туриндустрии его долю оценивали в 70% от всего рынка. Однако, когда компания ушла из РФ вместе с другими иностранными игроками (такими, например, как AirBnb), российские ресурсы начали активно встраиваться в новые реалии. Освободившаяся ниша в течение этих двух с лишним лет также расширялась благодаря растущему турпотоку, главным образом внутри страны.
Миллионы поездок
Эксперты Российского союза туриндустрии подсчитали, что по итогам 2023 года внутренний туристический поток в России достиг 78 млн поездок, что на 20% больше, чем в 2022 году. Это рекордный показатель. По прогнозам Ассоциации туроператоров, по итогам 2024 года поездок станет еще на 10–15% больше — до 90 млн. Минэкономразвития оценивает потенциал внутреннего туризма еще выше — в 140 млн поездок в год. В 2023 году туристическая отрасль оказала услуг более чем на 4,3 трлн рублей, констатирует Росстат. Это в 1,5 раза больше, чем в допандемийном 2019 году (2,8 трлн рублей).
Неудивительно, что компании, работающие в IT и телеком-отрасли, поспешили в этот сегмент рынка с намерением цифровизировать его по полной. И заработать. По данным аналитиков МТС, более трети общего объема рынка туризма в России приходится на цифровые сервисы. То есть ниша еще не заполнена на 100%. В ней сегодня конкурируют несколько технологических платформ, таких как «Яндекс.Путешествия», «Островок», Ozon Travel, МТС Travel и пр. Недавно МТС, владеющая МТС Travel, заявила о запуске МТС Travel Accelerator и планах инвестировать до 500 млн рублей в TravelTech‑проекты. Стартапы компания ищет по трем ключевым направлениям: HotelTech (решения для отельеров), OTATech (сервисы для цифровых витрин) и TravelTech (решения для путешественников).
«Туристический рынок России сегодня в лидерах по темпам роста, но в то же время остро нуждается в цифровизации, — считает генеральный директор МТС Travel Вадим Мельников. — Чтобы предлагать конкурентные сервисы и справляться с высоким спросом, нужны технологические решения, которые учитывают специфическую экспертизу рынка гостеприимства. Такую экспертизу мы надеемся найти в среде travel-стартапов. Наиболее интересны для нас решения персонализации, использование big data и AI для улучшения клиентского опыта и опыта объектов размещения, всё, что связано с цифровизацией работы отелей и их услуг».
«В течение 3 лет проникновение онлайн-сервисов в travel-сегмент может вырасти до 60%, — прогнозирует CEO MTS StartUp Hub Дмитрий Курин. — Мы ищем проекты, которые помогут изменить российский рынок туризма и обеспечить нам seamless experience — бесшовный клиентский опыт от бронирования билетов до выбора экскурсии и проживания в отеле».
Мастодонты рулят
Конкуренция растет, и на рынок выходят серьезные игроки, особенно в сегменте услуг для бизнеса или государственных структур. Так, весной сервис по организации командировок Smartway, 51% которого принадлежат компании «1С», объявил о покупке Bnovo — одного из ключевых поставщиков программного обеспечения для управления отелями. Эксперты поясняли, что в первую очередь сделка означает устранение посредников в лице агрегатора отелей: корпоративные клиенты Smartway смогут заключать договоры напрямую с гостиницами. А предположение, что Bnovo будет встроена в экосистему продуктов «1С», говорит о том, что последняя также получит новых клиентов на рынке отелей.
Также этим летом о своем намерении стать поставщиком услуг бронирования отелей первого выбора для сегментов b2b и b2g объявил «Ростелеком». Для этого в декабре 2023 года «Ростелеком» приобрел 60% акций ООО «Кортеос», у которого разработана платформа для автоматизации делового туризма. Теперь компания разрабатывает собственное решение — «Ростелеком Travel Tech», обещая ряд функциональных модулей именно для бизнеса. «Решение обеспечивает возможность вести юридически значимый электронный документооборот с отелями с выгрузкой в 1С, делать бронирование в реальном времени без овербукинга и использует технологии ИИ, — уточняли в «Ростелекоме». — Отельный консолидатор RTT напрямую свяжет через единое окно отели и средства коллективного размещения с конечными потребителями из сегментов b2b и b2g через онлайн-инструменты агентств делового туризма (TMC, Travel Management System), предоставляя клиентам бронирование отелей с мгновенным онлайн-подтверждением».
Ежегодно в России запускается более 30 TravelTech-стартапов, более 150 технологических проектов образованы менее 5 лет назад. Такие данные приводят эксперты Travel Startups. Эксперты Travel Startups подытоживают, что в 2024 году в России утвердилось несколько трендов в сегменте TravelTech-стартапов, в том числе развитие сервисов в сегменте «туры и активности», рост числа сервисов для индустрии гостеприимства и использование инструментов AI при создании и дистрибуции туристических продуктов и поддержке пользователей. В этом плане Россия следует главным трендам мирового рынка туриндустрии. По данным Allied Market Research, если в 2022 году мировой туристический рынок оценивался в $9,4 млрд, то к 2032 году, по оценкам, он достигнет $21 млрд, то есть среднегодовой темп роста составит 8,6%. В России эта тенденция еще более выражена.