Ветераны «Вагнера» в законе

08 Апреля 2025

Верховный суд России признал погибшего на СВО бойца частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» ветераном боевых действий, хотя правовой статус самой ЧВК и ее сотрудников остается неопределенным. Против признания их военнослужащими категорически возражает оборонное ведомство.

Принятый еще осенью 2022 года федеральный закон урегулировал создание добровольческих формирований. На заключивших контакты на службу в таких подразделениях распространяется статус военнослужащего. Однако Министерство обороны РФ не считает ЧВК добровольческим формированием, что порождает многочисленные конфликты и противоречивую практику их разрешения.

Пал смертью храбрых...

В спорном положении оказались родители Михаила Безрук. Отбывая срок за торговлю наркотиками, он завербовался в ЧВК «Вагнер», но через несколько месяцев погиб под Артемовском. Сама частная компания выплатила пособие (в сумме почти 5,3 млн рублей), а военный комиссариат выдал родителям удостоверения членов семьи погибшего ветерана боевых действий. Но вскоре чиновники сочли это ошибкой и потребовали от Алексея и Татьяны Безрук вернуть документ.
Удовлетворяя иск военкомата, районный суд пришел к выводу, что Михаил Безрук контракт с Министерством обороны РФ не заключал, а ЧВК «Вагнер» его официальным подразделением не является. Это решение поддержала и апелляционная коллегия. «Медаль «За отвагу» и грамота главы Луганской Народной Республики не свидетельствуют, что ЧВК «Вагнер» является добровольческим формированием», — отмечается в определении республиканского суда. 
В свою очередь, Верховный суд России констатировал, что ЧВК «Вагнер» «содействовала выполнению возложенных на Вооруженные силы России задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины». «Награждение бойца частной военной компании «Вагнер» Безрука М.А. посмертно медалью «За отвагу» за проявленные им мужество и отвагу на поле боя в ходе специальной военной операции при защите государственных интересов России фактически является подтверждением государством его участия в боевых действиях, что влечет присвоение ему статуса ветерана боевых действий», — заключила высшая инстанция.

Искупившие кровью

Вместе с тем правовой статус самой ЧВК так и не определен. Военные служители Фемиды категорически не желают признавать таких бойцов военнослужащими и, соответственно, ветеранами. Причем даже слова «ЧВК» и «Вагнер» в таких судебных актах, как правило, не упоминаются. Судьи предпочитают формулировать работу в составе ЧВК как «участие в СВО на специальных условиях». 
Схожего мнения чаще всего придерживаются и «гражданские» судьи. В частности, не признали ветераном майкопчанина Артема Власова, осужденного за торговлю наркотиками к 11,5 годам строгого режима. Отсидев примерно половину срока, он завербовался на СВО. «Власов принимал участие в специальной военной операции не в качестве добровольца, а в качестве лица, отбывавшего уголовное наказание», — отмечается в решении суда.
Не удалось добиться почетного статуса и причитающихся льгот и супруге погибшего вагнеровца Старунова, награжденного Орденом Мужества. «ЧВК «Вагнер» не входит в состав Вооруженных сил России, к добровольческим формированиям не относится. В случае гибели добровольца, заключившего контракт с ЧВК «Вагнер», члены его семьи не могут являться получателями единовременной материальной помощи», — констатировал суд.

Живые и мертвые

Лишь некоторым бывшим бойцам ЧВК и близким погибших, как и родителям Михаила Безрука, удавалось добиться признания. Такой иск против краснодарского военного комиссариата предъявила Елена Юрьева, сын которой Дмитрий, осужденный в свое время по наркотической статье, завербовался на СВО и на возмездной основе служил в составе штурмовых рот Z. Признавая погибшего ветераном, суд пришел к выводу, что он пребывал в добровольческом формировании, содействующем в выполнении возложенных на Вооруженные силы России задач.
Аналогичное решение было принято и по иску судимого магнитогорца Павла Ротанова, получившего ранения в составе ЧВК «Вагнер». Отклоняя возражения военкомата, служители Фемиды констатировали, что «для получения удостоверения ветерана боевых действий необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период».
Расширительно законодательство толкует и социальное ведомство: «Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины. В том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы», — отмечается в разъяснениях министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова.
Несмотря на все эти противоречия, законодатели статус таких добровольцев так и не урегулировали. Единственный законопроект «О частных военно-охранных компаниях» был внесен еще в 2014 году группой депутатов Госдумы и уже через 3 недели возвращен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня