Вадим Химич: «На сексуальном поле мы уже давно уже проиграли конкуренцию машинам»

Рынок интимных товаров в России ежегодно растет как в количественном, так и в денежном выражении. Чем отличаются предпочтения соотечественников от потребителей других стран, как они изменились за последние 20 лет и в какую сторону движется эта индустрия, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец компании — импортера интимных товаров «Х-Маркет» Вадим Химич.

Вадим, расскажите, пожалуйста, как вы из журналистики пришли на рынок интим-товаров? 
— Я довольно быстро прошел весь карьерный путь в профессии: от внештатного корреспондента отдела новостей, криминального журналиста, заведующего отделом криминальной хроники до редактора журнала. Дальше расти было просто некуда. Следующая ступень карьерной лестницы — только стать издателем. Вот мы творческой группой единомышленников и создали издательский дом «Секретные материалы 20 века», где была одноименная газета и еще целый блок самых разнообразных журналов, в том числе эротических. Самым успешным из них оказался мужской эротический журнал Eroticon. 
Структурированного рынка интимных товаров в 90-х еще не было. Люди вырезали из наших журналов специальные купоны и присылали их в редакцию, а затем мы им отправляли товары по почте наложенным платежом. Постепенно для увеличения лояльности стали продукцию брендировать, а Eroticon из журнала стал полноценной зарегистрированной торговой маркой интим-товаров. Сначала мы выпускали презервативы, затем лубриканты, а потом расширили ассортимент игрушками для взрослых и другими позициями. А когда появились желающие купить нашу продукцию не по одной штуке, а по десять и даже по сто, пришлось выделить этот небольшой отдел в самостоятельное направление и организовать оптовую компанию. 
Где вам больше нравится работать? Есть ли у этих сфер что-то общее? 
— Эти сферы нельзя сравнивать. Журналисту важно грамотно сложить слова в предложения, а дело издателя, коммерсанта — продать эту рукопись. И желательно как можно бо́льшим тиражом. Отсюда разный подход к одному и тому же тексту. Конечно, в журналистике работать проще и интереснее. Налоговые документы и договоры поставки, как правило, лишены художественного разнообразия. 
Исходя из вашего опыта, как изменились предпочтения покупателя и сам покупатель товаров для взрослых за последние 20 лет? 
— Покупатель стал более избирательным. Больше ценит материал, качество, бренд. Совершенствуются материалы, приходят новые технологии. Кто 20 лет назад слышал про электрическую стимуляцию или вакуумно-волновую?.. Наука тоже не стоит на месте — ни психология, ни сексология. Если раньше был один реалистичный фаллоимитатор практически на все случаи жизни и покупателя волновал только его размер, то сейчас производитель старается обеспечить индивидуальные фантазии, например делает их в виде тентаклей (щупалец хентайных монстров). И есть устойчивый спрос. 
Что происходит с ценами на интим-товары в последние годы? 
— Вопрос цены — сложный вопрос, точнее неоднозначный. С одной стороны, изменение материала на более качественный увеличивает цену продукта. Но постепенно за счет массового применения стоимость снижается, и товары лучшего качества становятся более доступными. Я говорю про девайсы из силикона, например. Первые образцы стоили космических для нашей индустрии денег. Сейчас это вполне себе может быть и средний, и даже низкий ценовой сегмент. 
Вы часто посещаете выставки индустрии интим-товаров за рубежом. Отличаются ли предпочтения россиян? Если да, то как? 
— Конечно отличаются. Россия в смысле интимной жизни вообще довольно табуированная страна. Взять хотя бы нашу вечную борьбу с изображением обнаженного тела, которое мы почему-то упорно называем порнографией и пытаемся карать по всей строгости закона. Вы замечали, что в нашей прекрасной стране существует негласный запрет на любовь, точнее на внешние ее проявления? Вы видели, как осуждающе смотрят на целующихся людей в общественном транспорте? А если, не дай бог, позволить себе страстный поцелуй, то можно и на пятнадцать суток загреметь за нарушение общественного порядка. У нас вопросами интимной жизни человека занимается полиция. Поэтому довольно сильно различается потрет европейского и российского потребителя. Как ему не отличаться? Западный потребитель раскован и не боится говорить о своих запросах. А у нас девушки до сих пор покупают вибратор «в подарок лучшей подруге». 
Что касается ассортимента, то мы, конечно же, привозим в Россию наиболее понятные позиции и избегаем сложных. 
По мнению участников рынка интим-товаров, зумеры стали значительно меньше заниматься сексом, чем предыдущие поколения. Согласны ли вы с этим мнением? 
— Выскажу крамольную мысль. Мне кажется, homo sapiens давно уже проиграли на сексуальном поле конкуренцию машинам, и не только в техническом плане. При глобальном сексуальном невежестве и отсутствии сексуального воспитания откуда взяться качественным половым партнерам? Вся информация о сексе всё больше сводится к фразе «природа подскажет». Как показывают данные исследований, в которых треть молодых россиян не имеют половой жизни, а половина тех, кто имеет, не сильно довольны этим утомительным процессом, что-то природа не сильно им помогает. Интимные же девайсы создают и постоянно совершенствуют команды профессионалов. А когда яркое сексуальное удовлетворение можно получить без преодоления завышенных требований и чувства вины, кто пойдет более сложным путем?.. 
При этом роботы уже начали проникать не только в физиологическую, но и в эмоциональную сферу. Мне довелось видеть японские и американские каркасные секс-куклы последнего, четвертого поколения. Мало кто из современных женщин способен с ними сравниться. Дело не только в идеальных формах и коже, максимально похожей на человеческую. Вам довелось видеть фильм «Она» (Her) режиссера и сценариста Спайка Джонза, в котором писатель влюбляется в операционную систему? 
Да, видела его. Впечатляющий фильм. 
— Вот примерно такие самообучающиеся системы там уже несколько лет как установлены. Фильм получил «Оскар» за сценарий. Это наше ближайшее будущее. 
Если человечество не хочет размножаться через пробирки, ему энергию и ресурсы нужно тратить не на запреты всего и вся, а на сексуальное просвещение. Пока еще ни один робот не способен повторить горящие от возбуждения глаза любимой, сымитировать поцелуй, показать бешеное биение сердца, продемонстрировать истому утоленной страсти. В фильме, кстати, есть такой момент: операционная система, ИИ, быстро поняла, где она проигрывает.
Нужно просто и понятно объяснить молодому поколению зачем «человеку нужен человек», как писал в свое время изгнанный из страны Иосиф Бродский. Но мы одни не справимся. Нас, работников интим-индустрии, на всю страну слишком мало. 
Как офлайн-магазинам справляться с конкуренцией с маркетплейсами?
— Маркетплейсы создали конкуренцию всем без исключения офлайновым точкам продаж. Я не сторонник теорий заговоров, но мне кажется COVID-19 и всё, что было с ним связано, придумали для увеличения доли рынка электронной коммерции. В интим-индустрии в офлайне остались представители старшего и среднего возраста, которым пока еще мало увидеть картинку и прочитать отзывы (тем более что отзывы на один и тот же девайс могут быть диаметрально противоположными, что вполне естественно), а важно потрогать товар и поговорить с живым, заметьте, человеком, а не ботом из техподдержки. Наше конкурентное преимущество в грамотной и качественной консультации. Продавец интим-магазина — это уже отдельная профессия по продаже штучного товара интимного назначения. Маркетплейсы — площадки для продажи недорогого масс-маркета и, чего уж греха таить, встречаются там и откровенные подделки. Да и не очень честные отзывы тоже порой имеют место. Покупатель постепенно тоже начал это понимать. 
В конце прошлого года вы открыли первый в Петербурге алко-секс-шоп на базе интим-магазина «Эробутик». Расскажите о первых результатах работы, повлияла ли эта коллаборация на продажи? 
— Конечно, повлияла — в сторону увеличения. Секс и алкоголь неразрывно связаны. Поэтому для них и ввели возрастные ограничения. Алкоголь естественным образом повышает сексуальное влечение, снимает запреты. Во времена СССР говорили «не бывает некрасивых женщин, бывает просто мало водки». И всё хорошо было с рождаемостью. Ни одного демографического провала. Сейчас другие ориентиры: осознанность, ментальное и физическое здоровье, безглютеновая, прости господи, диета, безлактозное молоко. Рано или поздно при таком подходе не останется ни интим-магазинов, ни специализированных алкомаркетов, ни отдельно стоящих табачных киосков. Всё рано или поздно запретят. Будут лишь магазины 30+ с интимными товарами, табаком, алкоголем и вкусной жирной пищей, где консультанты радостно расскажут, как хорошо после вина с хамоном и фуа-гра заняться безбашенным сексом и закурить одну сигарету на двоих в финале.

Читайте также по теме
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня