В Петербурге созданы 24 креативных кластера

06 Августа 2025

В Петербурге действует 24 креативных кластера общей площадью 310 тыс. м2. И заявлены еще два кластера - пространство "Ведомство" на ул. Конюшенной и квартал "Скороход" на месте бывшего одноименного завода.

По данным компании Nikoliers, в Петербурге действует 24 креативных кластера. Эти проекты находятся преимущественно в историческом центре Петербурга. Лидерами по совокупной площади креативных пространств являются Адмиралтейский и Василеостровский районы — 123 и 95 тыс. м2 соответственно. В то же время по количеству кластеров лидирует Центральный район, в котором расположено 11 креативных зон.

К открытию заявлено ещё два новых проекта — общественно-деловое и культурно-гастрономическое пространство «Ведомство» на ул. Конюшенная, 2 и лофт-квартал «Скороход» на ул. Заставская, 33.

Первым креативным кластером в Петербурге стал «Пушкинская-10», который открыли ещё в 1998 году. Однако заметный рост сегмента начался только после 2010 года, когда началась реализация знаковых проектов, таких как «Новая Голландия», «Эрарта» и «Анненкирхе». Сегмент креативных кластеров в Санкт-Петербурге развивается циклично. После спадов 2008–2009 гг. и 2014–2015 гг. с 2021 г. последовали новые волны открытий: кластеры укрепляют позиции центров для малого бизнеса, стартапов и культурных инициатив.

Эксперты Nikoliers выделили три типа креативных кластеров, которые представлены в городе на сегодняшний день:  

•    культурно-общественное пространство – культурные центры в исторических зданиях или дворах, объединяющие выставки, гастрономию и коммерцию в единой среде («Эрарта», «Новая Голландия», «Третье место», «Центр им. Курёхина»,); 

•    территория бывшей фабрики – ревитализация производственной зоны с сохранением индустриального духа («Севкабель Порт», «Квартал Ленполиграфмаш», «Брусницын»); 

•    арендный лофт – переоборудованное здание старого фонда для аренды под творческие проекты («Мультиплейс 17/26», «Тележная»).

В Центральном районе преобладают компактные дворовые пространства и арендные лофты. Это связано с плотной застройкой и жесткими ограничениями по переоборудованию исторических зданий, что ограничивает масштабные проекты. В Адмиралтейском и Василеостровском районах бывшие промышленные территории позволяют создавать крупные творческие кластеры, охватывающие несколько зданий и прилегающую территорию. 

Также для формирования новых точек роста креативной индустрии проводят ревитализацию бывших промышленных территорий в Невском, Кировском и Василеостровском районах. Бывшие заводы, склады, казармы, храмы и доходные дома получают новую жизнь, не теряя своей идентичности. Именно исторический контекст становится основой для формирования уникального формата таких мест, выделяя Петербург среди других городов. 

Неотъемлемая часть концепции креативных кластеров Петербурга – это операторы общественного питания и торговля. В зависимости от формата кластера, соотношение кафе, баров, ресторанов и ритейла будет разным. Больше всего доля операторов общественного питания находится в дворовых пространствах — 56% всех резидентов в таком типе кластеров. Наибольший процент торговых арендаторов представлен в выставочных пространствах — 78%.

Последние годы форматы и концепции креативных кластеров эволюционируют. Появляются гибридные пространства, сочетающие торговые площадки, гастрономические заведения (авторские кафе, фуд-маркеты) и культурные мероприятия (выставки, перформансы). Такой подход уже становится отраслевым стандартом. Также в креативных кластерах отмечается тренд на развитие фитнес-индустрии. К примеру, хореографическая и сайклстудии в «Бутылке» (территория Новой Голландии), открытые тренировки и фитнес-клубы в «Севкабель Порту».

Кластеры с уникальной историей и специализированными гастрономическими концепциями становятся самостоятельными точками притяжения городских маршрутов. Среди сезонных мероприятий проводят различные активности: летние фестивали в «Третьем месте», открытый кинотеатр в «Новой Голландии», зимние маркеты и каток в «Севкабель Порту», ледяную горку в «Никольских рядах». Подобные активности привлекают широкую аудиторию и помогают сглаживать колебания посещаемости. 

Кроме того, эксперты Nikoliers проанализировали международный опыт в области креативных пространств, чтобы определить перспективы развития сегмента. Среди ключевых инструментов продвижения зарубежных проектов – образовательные программы и подготовка кадров. К примеру, в Великобритании есть программа для развития креативных индустрий – Creative Industries Clusters Programme. Она действует с 2018 г. и объединяет университеты, бизнес и креативные компании. За первые три года работы эта программа обеспечила более двух млн рабочих мест, а рост креативного сектора превысил общеэкономические показатели в 1,5 раза. Отметим, что в Петербурге на данный момент действует единственный крупный кластер образовательного формата — «Квартал Ленполиграфмаш». Также из основных инструментов развития сегмента можно назвать международное партнёрство (совместные выставки с зарубежными художниками), коллаборации с крупными брендами и сочетание технологических инноваций с культурными традициями.

«Креативные кластеры в Санкт-Петербурге — не просто площадки для мастерских или кафе. Здесь пересекаются бизнес, творчество, предпринимательство и культурная повестка. Эти места имеют особый петербургский культурный код, поскольку зачастую они формируются внутри существующей архитектурной среды с её историей, атмосферой и энергетикой. Именно за эти черты их ценят горожане и туристы. Поэтому креативные кластеры уже давно стали визитной карточкой Петербурга, отмеченные на картах города, как рекомендуемые места для посещения. К тому же многие проекты остаются востребованными годами, ведь успешность кластера зависит не от места, а от качественной концепции, идеи, гибкости в адаптации к меняющимся трендам», — комментирует Юлия Кузнецова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня