В Петербурге прошла дискуссия о возможностях летнего отдыха в городе
Достаточно ли в Петербурге мест для летнего отдыха - обсудили участники онлайн-дискуссии «Лето в городе. Пространства Петербурга: где есть жизнь?».
Современный город должен быть местом не только для работы, но и для отдыха. И не только в стенах собственной квартиры. Достаточно ли у Петербурга мест для летнего отдыха и чего не хватает Северной столице для того, чтобы досуг горожанина был полноценным? Об этом рассуждали участники онлайн-дискуссии «Лето в городе. Пространства Петербурга: где есть жизнь?», организованной проектом «Retrogradu.net – Архитектура Петербурга» и отделом бизнес-конференций РБК.
В Петербурге есть уже хорошо известные, зарекомендовавшие себя локации, такие как Новая Голландия или Севкабель порт. Появляются и новые адреса за пределами центра. Как пример таких общественных пространств, ориентированных, в том числе, на семейный досуг, Елена Крамскова, врио заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, назвала "Остров фортов", четвертая очередь которого сдается буквально сейчас, в июле, ко дню Военно-морского флота (отмечается в 2024 году 28 июля).
Вторая по значимости локация, по мнению эксперта — территория "Лахта центра" в Приморском районе. Из актуального — в Курортном районе, по ее словам, сейчас реализуется большая программа по приведению в порядок пляжей. На юге города основное место отдыха — Пушкинский район. Что касается других районов, то, по словам чиновника, сейчас ведется большая работа. Вместе с районными администрациями город анализирует, какие общественные пространства уже есть и как связать эти места досуга системой озелененных пространств.
Это долгая и неспешная работа. Пока же идея полицентричности в городе не реализована. Как отметил Аркадий Гершман, урбанист, автор телеграм-канала «Город для людей», как показывают, в частности, яндекс-карты, самыми активными и посещаемыми зонами по-прежнему остаются локации в центре города. «Там больше всего точек притяжения, потому что здесь есть смешанная застройка: есть места для работы, есть жилье. Это место, которое живет 24 часа в сутки. Те же районы, которые построены за последние полвека, в основном, только жилые и днем они вымирают», — рассказывает эксперт.
Не все согласны с такой оценкой. Так, Галина Горнова, доктор философских наук, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, как житель Приморского района отмечает, что сейчас Парк 300-летия Петербурга и территория возле "Лахта центра" стали очень значимой точкой притяжения.
Ту же Лахту и Кронштадт считает популярной также Елизавета Гречухина, главный архитектор филиала в Санкт-Петербурга ГК «А101». Но этого недостаточно: «Мы готовимся на выходные съездить в знаковые точки, там потусить и потом вспоминать это всю неделю. Но наш образ жизни должен выстраиваться так, что мы должны каждый день встречаться с общественными пространствами, чтобы они чаще входили в нашу жизнь», — подчеркивает спикер.
Территориальных лакун, где могли бы появиться такие локации, достаточно. Так, Ольга Купарева, генеральный директор ООО «Никольский двор» считает, что фантастическое общественное пространство могло бы появиться на Свердловской набережной: «У нас самая широкая прогулочная набережная в городе, и она совершенно не обустроена». Но, признает, эксперт, определенные работы в этом направлении уже ведутся и городом, и бизнесом.
«Набережная двигается по направлению к Охтинскому мысу. Там сейчас наконец-то стартовали работы. Мы, как жители района, очень этого ждали, потому что хочется все-таки в пешей доступности иметь какое-то общественное пространство с водой. Хочется, чтобы была вода, была зелень, чтобы был красивый петербургский вид. И если все вокруг в этой части города облагородили бы, я была бы, конечно, бесконечно счастлива», — делится эксперт.
Кто должен придумывать такие места, вносить их на карту города? Девелоперы и бизнес уже движутся в этом направлении. Достаточно вспомнить, что знаковые для города Севкабель и Новая Голландия — это заслуга бизнеса. Есть и локальные общественные места, зачастую, созданные для жителей конкретных ЖК. «Очень много пространств для досуга, но в основном они локальные. Например, в районе Парнас нет открытых общественных пространств, но есть внутренние, которые позволяют людям проводить досуг не выходя из района», — говорит Полина Кириенко, руководитель проектной мастерской кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева, руководитель проектов территориального развития MAD FOX Architects.
Создавать такие пространства нужно в том числе при участии жителей. По крайне мере, как отмечает спикер, обязательно учитывать мнение горожан в уже сложившихся районах. Такая работа ведется но, по мнению Аркадия Гершмана, город слышит жителей не всегда, что доказывает история с парком Заросли на Васильевском острове, придуманном по инициативе жителей, а ныне, согласно Генплану, здесь планируют проложить очередную магистраль. В идеале, как поясняет Елена Крамскова, с жителями районов, с работающим на территории бизнесом должны общаться муниципальные и районные администрации. Они же должны собирать предложения и пожелания а затем доносить этим инициативы до городских структур — Комитета по градостроительству, Комитета по транспорту, Комитета по благоустройству. Но эта связка работает далеко не всегда.
Как бы там ни было, именно город должен быть главным «дирижером» этого процесса, признает Елизавета Гречухина. И нужно сделать так, чтобы жители и в своем районе находили все, необходимое для жизни, возможно. Эксперт в качестве примера привела Новую Москву, где, согласно проведенной ГК «101» аналитике, порядка 40% не уезжают в центр, находя все необходимое для себя вблизи от дома.
Безусловно, невозможно обеспечить популярность месту только создав физическое пространство. Его нужно насытить событиями. «Нужно запроектировать на новых общественных пространствах бизнес, который будет создавать жизнь. Если речь идет о коммерческих помещениях в ЖК, к примеру, то это — первые этажи. Создать хорошо работающий бизнес — это отдельный скилл, который и делает город городом», — дополняет Елизавета Гречухина.
Со своей стороны, как уверяет Елена Крамскова, город готов работать с новыми инициативами. Но, признается чиновник, в Комитет зачастую приходят с локальными проектами, не связанными друг с другом, и их инициаторы не проявляют достаточной гибкости. «Наверное, этим проектам не хватает комплексного подхода», — признает Елена Крамскова.
Еще одно важное условие — проекты не должны концентрироваться только в популярных туристических локациях. «Создается впечатление, что в центр города пытаются напихать максимально много разных возможностей и именно центр сделать удобным для всех: водителей, пешеходов, велосипедистов, самокатчиков и даже для курьеров. Мне кажется, что нужно больше задействовать не только окраины, но и Ленинградскую область», — считает Роман Жариков, контент продюсер fiesta.ru.
Как один из вариантов решения проблемы — каждое общественное пространство должно предлагать что-то свое, эксклюзивное. Как пример Ольга Купарева приводит мини-гольф, доступный в Никольских рядах. «У нас гольф, у кого-то, например, регата. Люди тогда смогут выбирать, это будет интересно», — дополняет эксперт. Что касается районов, где еще нет подобных профессиональных организаций, таких как Сено, Новая Голландия, Vokzal 1853, то здесь активности могут придумывать сами жители.
«В Новосибирске есть проект «третьи места»: в каждом районе есть некий центр, где молодежь может прийти и устроить любое мероприятие, которое посчитают нужным. Сейчас это пытаются развивать соседские центры в новых жилых комплексах, но это можно делать и в старых районах силами местных жителей», — полагает Полина Кириенко.