В Петербурге по инициативе КМЗ создают кластер малотоннажного судостроения
Первый в России промышленный кластер малотоннажного судостроения создают в Петербуре. Инициатором проекта, в который входит семь компаний, выступает Кингисеппский машиностроительный завод.
Первым изделием, который судостроители намерены произвести на площадке нового кластера, станет импортозамещаемый российский катер с новым дизельным двигателем отечественного производства.
Кластер объединит семь компаний: Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), «Дизельзипсервис», Ленинградский завод точного машиностроения, «Северное море», «ДЗС-Снабжение», «Кировскую кузницу», «Амэо Запад». Оператором проекта выступает КМЗ, который возьмет на себя функции по координации действий всех смежников и контроль за финишной сборкой изделий.
На первых порах предполагается реализовать три проекта: создать новый судовой двигатель, локализовать выпуск алюминиевых корпусов катеров и яхт, наладить производство комплектующих для лодочных прицепов и полуприцепов.
Как сообщил MashNews.ru генеральный директор Кингисеппского машиностроительного завода Анатолий Русин, в результате реализации трех проектов на воду спустят новый катер длиной 15 или 17 метров, который практически полностью будет состоять из отечественных комплектующих.
Одним из ключевых проектов нового кластера станет создание судового двигателя. По словам Анатолия Русина, петербургским предприятиям предстоит подготовить достойную замену продукции ушедших с российского рынка Volvo Penta, Nanni, Mercuru, МеrCruiser и других зарубежных лидеров. «Мы планируем наладить выпуск судовых дизельных двигателей малой мощности - 300-350 л.с. Стартовая партия составит 30 штук. В течение ближайших месяцев хотим выйти на объем 100 моторов в год», - говорит он.
Новый двигатель может быть востребован и в других проектах. «Российскому рынку ежегодно требуется 1 тыс. таких моторов, при этом, конечно, у них должна быть конкурентная цена, примерно 3-3,5 млн рублей», - отмечает Анатолий Русин.
Сложностей с подготовкой конструкторско-технологической документации для импортозамещаемой техники не возникнет, уверены представители КМЗ. «Это работа у нас поставлена на высшем уровне», - подчеркивает Анатолий Русин. Правда, могут появиться проблемы с поставкой оборудования, которое в России в настоящий момент не выпускают. Речь идет о специальных эхолотах, приборах, связанных с навигацией. Заказчику может понадобиться и дополнительное оборудование, аналогов которого в России нет. «Будем искать его в дружественных странах», - говорит Анатолий Русин.
Участники нового кластера планируют, что инвестиции в создание нового двигателя составят 684 млн рублей при сроке реализации проекта – 22 месяца. Импортозамещение алюминиевых корпусов катеров и яхт потребует 483 млн рублей (и 17 месяцев работы), а производство комплектующих для лодочных прицепов и полуприцепов – 334 млн рублей (20 месяцев).
Кластер малотоннажного судостроения претендует на все льготы, полагающиеся участникам таких проектов. В частности, речь идет о возмещении покупателю 50% стоимости пилотной партии, льготных кредитах, отсутствии проверок надзорных органов в течение трех лет и ряде других преференций.
Проект промышленного кластера малотоннажного судостроения уже поддержали Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Правительство Ленинградской области, а также Минпромторг России.