Петиции персонифицировали

Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

Чиновникам запретили рассматривать электронные письма граждан. С апреля подать обращения в госорганы можно будет исключительно через официальные сайты и только подтвердив свою личность. Принятый закон призван защитить ведомства от спама и анонимок.

С 2010 года электронные обращения граждан приравниваются к письменным (бумажным), подлежат обязательной регистрации и рассмотрению. Более того, по их доле сегодня оценивается KPI деятельности ведомств. На абсолютно законных основаниях автор электронного запроса или даже жалобы может указать вымышленное имя и получить ответ на указанный им e-mail, в том числе на иностранном почтовом сервисе (например gmail.com). Вместе с тем единого порядка получения обращений не существует, а государственные органы вправе и вовсе не иметь электронной почты.

Мейлы враждебные веют над нами

Внесенный в Госдуму законопроект первоначально предусматривал введение запрета на использование авторами обращений адресов e-mail с иностранными доменами. Эти меры предлагалось принять для защиты государственных органов от спама: «Доля обоснованных, мотивированных и не содержащих признаки спам-рассылки обращений, отправленных с адресов электронной почты, зарегистрированной в иностранной доменной зоне, не превышает 5%. На подобное злоупотребление своими субъективными правами со стороны недобросовестных заявителей государство обязано реагировать и пресекать подобные действия, дезорганизующие работу органов публичной власти всех уровней», — отмечалось в пояснительной записке.
В целом признавая необходимость бороться с иностранным спамом, представители многих ведомств указали на риски. Так, в Генеральной прокуратуре России пришли к выводу, что предлагаемые ограничения могут затрагивать права граждан, проживающих за рубежом и использующих соответствующие почтовые службы. Эту позицию поддержали в Минцифры и правительстве России. Безапелляционную инициативу авторов законопроекта поддержали лишь в Министерстве обороны РФ и Федеральной антимонопольной службе.
Подписанный 28 декабря и вступающий в силу 30 марта федеральный закон не ограничивает использование иностранных почтовых сервисов (в частности gmail.com), но исключает возможность общения с заявителем по электронной почте. Подать обращения можно будет только через аккаунт на едином портале «Госуслуги», с использованием иной государственной информационной системы или через официальные сайты ведомств, «обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан». «Это исключает возможность злоупотребления правом на обращения в органы публичной власти», — констатировала председатель профильного комитета Госдумы Ольга Тимофеева.

Анонимный заявитель

Юристы убеждены, что многие добросовестные граждане указывают в запросах псевдоним и, по сути, анонимный e-mail не просто так. «Есть мнение, что даже самые невинные запросы могут использоваться против их автора. Например, предприниматель спрашивает налоговый орган о законности снижения налоговых платежей. Не придет ли к нему завтра инспекция? Формально запрос не является основанием для проверки, но люди не хотят рисковать. При этом само по себе использование псевдонима в запросе не является нарушением. Если, конечно, сообщение не содержит ложный донос, оскорбления или иные вредные сведения», — отмечает юрист Максим Тимофеев.
Схожего мнения придерживается и Елена Чернова из Невской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга. «Вместе с тем если в ходе рассмотрения должностным лицом выяснится, что заявитель указал вымышленные персональные данные (фамилию, имя или отчество), обращение признается анонимным. В этом случае государственный орган вправе не отвечать на него», — поясняет адвокат.
Эксперты напоминают, что еще в 2017 году законодатели разрешили надзорным органам назначать проверки только по жалобам, подписанным гражданами собственноручно или электронной подписью (в том числе отправленным через портал «Госуслуги»). Также ведомствам запрещается рассматривать любые обращения и заявления, не позволяющие определить их отправителя. Более того, в случае появления обоснованных сомнений в авторстве обращения, чиновникам надлежит принять разумные меры к розыску автора.
Вместе с тем судебная практика остается противоречивой. Так, проверку омского индивидуального предпринимателя Игоря Левченко назначили на основании жалобы некого Александра Павлова. Хотя автором кляузы оказался Алексей Боярников, указавший вымышленное имя из-за опасения мести со стороны бизнесмена. «Изложенные в жалобе сведения соответствовали действительности», — заключил арбитраж, подтверждая законность инспекции. Верховный суд России поддержал это решение.
В то же время поданную от имени Ивана Илларионова бумажную жалобу против муниципального автобусного парка Благовещенска признали анонимкой. Служители Фемиды пришли к выводу, что региональное управление Ространснадзора обязано было усомниться в подлинности автора: по данным полиции, гражданин с такими фамилией, именем и отечеством в городе не проживал (не регистрировался), указанный в качестве адреса дом фактически не существует. Доводы чиновников о невозможности определить анонимность на момент получения обращения и назначения проверки арбитражный суд счел несостоятельными.

Почтовое недоверие

Почти сразу после начала СВО Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, являющаяся регулятором в сфере кибербезопасности государственных информационных систем, рекомендовала чиновникам заблокировать прием электронных обращений с доменов, находящихся в юрисдикции США и стран Европейского союза. Первыми эти меры в апреле 2022 года реализовала Федеральная налоговая служба, предложившая налогоплательщикам использовать исключительно российские почтовые сервисы или почты дружественных стран. С мая 2024 года письма с «вражеских» адресов не принимают российские суды. При этом решение о переходе на отечественные домены самих госорганов правительство России приняло только в октябре 2022 года.
В то же время многие ведомства уже давно не принимают электронную почту и даже вводят различные ограничения на использование форм обратной связи, в том числе на подтверждение адреса электронной почты отправителя. А на сайтах МВД России, Министерства культуры РФ и ряда других ведомств заблокирована возможность вставить в форму заранее подготовленный текст (функция Ctrl-Insert не работает).
Исключительно через единую «Электронную приемную» уже почти 10 лет принимают обращения и органы власти Санкт-Петербурга. Правозащитники попытались оспорить соответствующий регламент Смольного: по утверждению обратившегося в суд Романа Шайхайдарова, сервис «Электронная приемная» имеет ограничения по размеру обращения и количеству вложенных документов, а также не позволяет подателю подтвердить получение петиции и принятие его к рассмотрению. Отклоняя этот иск, служители Фемиды подтвердили право органов государственной власти самостоятельно определять порядок организации своей деятельности. «Указанные различия технического характера не являются препятствием реализации права на обращение в государственные органы», — заключил Верховный суд России.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

В 2024 году в администрацию губернатора Санкт-Петербурга ежемесячно поступало 3,8 тыс. обращений, 85,8% — в электронном виде. В Федеральную налоговую службу (центральный аппарат) — более 7 тыс. ежемесячно, 65,6% — посредством интернет-сервиса. В Роскомнадзоре на долю электронных приходится 85,5% обращений, в Минтруда — 88,1%.
В то же время Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ как минимум в III квартале продолжало получать электронную почту (по ней поступило 12,6% зарегистрированных петиций).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня

Этот сайт использует cookies

Мы используем файлы cookie для запоминания и анализа ваших предпочтений. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.