В Петербурге обсудили как креатив влияет на качество и стоимость недвижимости
Какую роль играет креатив в девелопменте обсудили эксперты онлайн-дискуссии «Креатив в недвижимости. Чем удивляет Петербург?».
В Петербурге состоялась онлайн-дискуссия «Креатив в недвижимости. Чем удивляет Петербург?». Ее организовали проект «Retrogradu.net - Архитектура Петербурга» и отдел бизнес-конференций РБК Петербург.
«У нас уже давно идет борьба за внимание. Покупатели жилой недвижимости понимают, что сейчас этот продукт - не просто квадратные метры, не просто стены, а это и безопасный комфортный двор, это архитектура, которая приятна», - считает Юлия Солодовникова, руководитель и управляющий партнер Ассоциации REPA. Причем, как отмечает эксперт, сейчас эта конкуренция усиливается.
Влияние маркетинговых идей на конечный продукт сейчас столь велико, что, как говорит Петр Кудрявцев, урбанист, руководитель бюро CM International, необходимо в целом менять сложившиеся сценарии и привлекать маркетинговые и брендинговые агентства с самого начала работы над проектом. «Я считаю что наша задача как урбанистов - складывать вместе архитектурные объекты через слова, цифры, благоустройство, эргономику в единый организм. И я считаю, что архитектура и литература вещи совместимые», - отметил он.
Такой подход не поддерживает Евгений Герасимов, основатель Архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры". «Эти пафосные выражения про то, что мы занимаемся творчеством, креативном, это все словесная эквилибристика, особенно в нашей профессии. Архитектура основывается на трех принципах - польза, прочность, красота. Говорить о том, чтобы что-то изобретать - неправильно. Если нужно объяснять, что имел ввиду архитектор - значит, работа сделана нехорошо», - пояснил свою позицию спикер.
Как бы там ни было, с чем согласен и Евгений Герасимов, так это с тем, что архитектура должна привлекать. Должно возникать желание посмотреть на здание, сфотографировать его, нарисовать - тогда можно говорить о том, что цель архитектора достигнута.
И в этом его поддерживает Антон Бондаренко, партнер и главный архитектор проектного бюро АПЕКС: «Если жителя, который идет по городу, цепляет какой-то проект, тут архитекторы постарались и накреативили. Не надо забывать, что у нас есть средовая архитектура и мы должны понимать чем и каким зданием удивляем. Если говорить о тенденциях, то на сегодняшний день, в Москве по крайней мере, я живу постоянно в стрессе, потому что удивлять надо всегда на каждом объекте».
Удивлять не только и не столько для красоты. Нельзя забывать о конкуренции, которая в условиях роста ипотечных ставок становится сильнее. «Если мы не создаем чего-то нового, если мы не удивляем, наверное, мы не продадим», - подчеркивает Игорь Павловский, главный редактор издания «Деловой Петербург».
Как один из примеров креатива Станислав Баканов, генеральный директор коммуникационного агентства SVOBODA Group привел пример из личной практики, когда на одном из объектов в сотрудничестве с компанией Rolls Royce была создана аккредитованная мировым автопроизводителем парковка, которая, конечно, добавила стоимости квадратному метру, но выделила проект среди подобных, позволила ориентироватся на определенную целевую аудиторию. Еще один пример современного креатива, причем, созданного не в рекламных целях, а, судя по всему, неизвестными активистами-градозащитниками привел Игорь Павловский: «Я до сих пор помню потрясающий мультик где четко была представлена история Охтинского мыса. Простой банальный пример, но цепляет не можешь оторваться до конца смотришь. Таких вещей не хватает».
«Для меня креатив это, как минимум, понимание как меняются потребности людей. Это не та ситуация, как 40 лет назад, когда все было понятно: инженер с двумя детьми мог претендовать на одно планировочное решение, рабочий с тремя детьми - на такой-то формат. Сейчас все сложнее. Что касается тенденций рынка, то мы видим, что сейчас есть две России: крупнейшие рынки, где стоимость недвижимости позволяет реализовывать интересные, дорогие архитектурные решения и есть рынки типового градостроения», - рассказывает Антон Финогенов, директор по развитию городской среды ДОМ.РФ.
На то, как выглядят города, помимо покупательной способности населения оказывают влияние и законодательные условия. Например, дорогая земля и условия рынка диктуют Москве увлеченность небоскребостроением. В Петербурге благодаря охранным статусам, по крайней мере, в центре, креативность реализуется в усложнении типологии жилья.
«Удивляют достаточно небольшие города, где реализуются проекты вполне себе столичного и даже европейского уровня в сфере доступного жилья. Очень сильно продвинулся рынок Ижевска, неплохие проекты в Набережных Челнах, и этот список городов уже стал достаточно длинным. Именно на таких рынках девелоперы в чем-то становятся креативнее чем в Москве или Петербурге, потому что продать и окупить недвижимость за 100 тыс. рублей за "квадат" сложнее, чем за 300-500 тыс. рублей, как на столичных рынках», - делится эксперт.
Причем, креативность касается не только архитектуры. «Мы делали исследование, что покупателям важно при выборе недвижимости. Первое после цены и локации все-таки это репутация застройщика. Потом уже покупатели смотрят на планировки, на территории. И уже не в тренде рассматривать для покупки отдельно стоящий дом. Они смотрят, какая территория вокруг, какая социальная архитектура вокруг дома, смотрят на проект в комплексе. Сейчас уже все массовые удачные проекты учитывают этот тренд», - рассказывает Юлия Солодовникова.
«Все тренды, которые сейчас реализуются, мы начнем замечать не сразу. 7-10 лет это небольшой срок для архитектуры, чтобы видеть результаты работы, которая была проделана. Сейчас новое - это новые силуэты здания, и в Москве, по крайней мере, мы проектируем не коробки. Появляются закругленные углы, балконы-лоджии, разная высотность, и это уже не среднестатистическая архитектура», - продолжает тему трендов Антон Бондаренко.
Евгений Герасимов считает, что любой креатив в в жилой недвижимости -стар как мир: «Девелоперы чтобы продать свой продукт ищут, всегда искали и будут искать. Ничего нового нет. Просто раньше стиль жизни был другой. Та функция, которая не выживет - отомрет. Базовые потребности не меняются и жизнь все отрегулирует».