В деле о захвате земли петербуржцев на Алтае разберется глава Следственного комитета
В Алтайском крае возобновлено расследование уголовного дела по факту мошенничества с земельными участками семьи из Петербурга. Бизнесмены, развивающие туристический кластер Smart Land Altai, после 15 бесплодных попыток на местном уровне отстоять проект, обратились к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
В Следственном управлении СК РФ по Алтайскому краю возобновлено расследование уголовного дела по факту мошеннических действий с земельными участками туристического кластера Smart Land Altai, собственниками которых является семья из Петербурга. Дело возобновлено после обращения основателей проекта к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину в конце ноября 2025 года. «Наконец-то есть шанс на справедливость. Мы очень благодарны за внимание к нашему делу», — говорит основатель Smart Land Altai Ольга Масюк.
Схема с землей
Все началось с того, что в 2015 году петербурженка Ольга Масюк совместно с дочерью приобрели земельные участки площадью около 145 га в одном из живописных районов Алтайского края. Сумма сделки составила 5,5 млн рублей. После покупки активов новые владельцы приступили к реализации проекта Smart Land Altai — семейного дачного и туристического кластера. В течение пяти лет велась работа по изменению статуса земли, созданию дачного некоммерческого партнёрства, подведению инфраструктуры и согласованию застройки.
Когда в результате этой работы земля значительно подорожала, прежние собственники решили вернуть ее себе через банкротство продавца. Изначально владельцем и продавцом земли выступила Людмила Дедова. Она буквально накануне сделки с семьей Масюк выкупила участки у своего сына Владимира Звягина. Спустя пять лет Арбитражный суд признал Звягина банкротом. А тот, в свою очередь, сообщил, что собственная мать не рассчиталась с ним за проданные земельные участки. Дедова заявление сына подтвердила. На этом основании сделка между матерью и сыном была признана недействительной. Вне закона оказалась и последующая продажа земли проекту Smart Land Altai. Фактически, на Алтае была реализована печально известная "схема Долиной", но не с жильем, а с землей.
Десять лет борьбы
Семья Масюк 15 раз подвалал заявление о мошенничестве. Но его не принимали к рассмотрению. Следствие началось только после многочисленных жалоб бизнес-леди в различные инстанции. Параллельно в арбитражный суд обратилась целая группа откуда-то появившихся кредиторов Звягина. Добившись положительных решений суда, они отказывались от претензий. Но даже это не убедило следствие в беззаконии. Уголовное расследование дважды прекращали, ссылаясь на результаты судебных дел. Ситуация изменилась только после обращения заявителей непосредственно к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
«Мы отказываемся верить, что в РФ можно просто захватить чужое имущество. А судебные органы и силовые ведомства своими решениями (и, что еще хуже, бездействием) фактически помогают рейдерам», — цитирует Масюк часть отправленного Бастрыкину обращения.
Надежда на справедливость
Эксперты говорят, что отстаивать свои интересы официально и публично — пожалуй, самая эффективная практика последних лет. «Но позволить ее себе могут только те, кому нечего скрывать. Современный конфликт — это взаимное дополнение юридической, коммуникационной, IT и детективно-охранной функций. За «решалами» открыта настоящая охота, а неприкосновенными ранее персонами занимается отдельное управление ФСБ", — комментирует Станислав Баканов, основатель Коммуникационного ЧОПа PR Security.
"Я бы относился к повторному возбуждению уголовного дела через обращение к главе СК РФ сдержанно и вот почему: в большинстве случаев повторное расследование производится там же, где оно уже было прекращено. Часто у того же сотрудника или его соседа, вновь расследовать уже расследованное — просто нет желания. Эффективнее было бы сразу поручить новое расследование вышестоящему следственному органу. Тогда и новый взгляд, и свежие силы были бы делу обеспечены", — комментирует адвокат по уголовным делам Алексей Надежницкий.
Тем не менее, многочисленные арбитражные нарушения по делу об алтайской земле описаны и переданы в Квалификационную коллегю судей, а также в несколько надзорных инстанций. Нюансы предыдущих итогов уголовного дела в настоящее время изучает Прокуратура РФ. Пока уголовное дело о мошенничестве расследуется в Октябрьском следственном управлении СК Алтайского края, параллельные запросы и проверки могут разорвать узел коррупционных договоренностей и мошеннических схем.
Обращения к главе СК уже не раз приводили к активизации расследований, которые долгое время по разным причинам не продвигались. После вмешательства Александра Бастрыкина были доведены до суда и завершились обвинительными приговорами резонансные дела о двойном убийстве в Омске, обрушении жилого дома на улице 20-го Партийного съезда, убийстве школьницы в Нижегородской области, а также трагедии в пермском мини-отеле «Карамель», где погибли пять человек. Во всех перечисленных случаях расследования получали новый импульс исключительно после реакции главы Следственного комитета.