В 2025 году в Петербурге введут более 139 тыс. м2 торговых площадей. Это будет рекорд двух пятилеток
Самым масштабным среди запланированных к открытию проектов станет МФТРК HOLLYWOOD. Уровень вакантности в торговых центрах Петербурга по итогам года может достичь 3,7%.
По итогам 2024 года рынок Петербурга не пополнился новыми торговыми площадями в связи с переносом открытий четырех ТЦ на 2025 год: ТРК «Парк Молл», ТРК «Небо» в Мурино, ТЦ «Лунапарк» в Новогорелово, ТЦ в Колпино и второй очереди открывшегося в конце 2023 года ТРЦ «Экопарк» в Мурино, сообщиви в Nikoliers.
В 2025 году запланирован ввод самого масштабного проекта среди упомянутых – МФТРК HOLLYWOOD с арендопригодной площадью 60 тыс. м2. Таким образом, объем нового предложения в этом году может составить GLA более 139 тыс. м2. Это рекордно высокий показатель за последние 10 лет. HOLLYWOOD станет единственным объектом регионального масштаба в 2025 году. Его площадь составит 46% от всего объема ожидаемых к вводу площадей. Сейчас региональные ТЦ занимают 15% всех торговых площадей петербургской агломерации. Последний раз классический торговый центр с GLA, превышающим 50 тыс. м2 открывался в Петербурге в 2016 году.
Вакантность на конец 2024 года уменьшилась более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Это стало возможным благодаря аренде пустующих площадей магазинов IKEA маркетплейсом «Мегамаркет» (более 55 тыс. м2). Однако несмотря на то, что в 2025 году к вводу ожидается пять новых торговых объектов, уровень вакантности, по нашим прогнозам, может увеличиться незначительно: до 3,7% в среднем по городу.
Снижение девелоперской активности и преобладание малоформатных объектов в объеме нового строительства привели к тому, что вакантность в торговых центрах достигла рекордно низкого значения за последние 10 лет. По нашим прогнозам, в ближайшие три года этот показатель останется стабильно низким, демонстрируя лишь незначительные колебания. Эти изменения будут связаны с выходом на рынок отдельных торговых центров окружного и регионального форматов, с экспансией российских и иностранных брендов, а также с оптимизацией их уже открытых площадей.
Что касается посещаемости ТЦ Петербурга, то по итогам 11 месяцев 2024 года этот показатель сократился на 0,3% относительно прошлого года и на 0,4% относительно 2022 года. По оценкам Nikoliers, посещаемость ТЦ в этом году будет восстанавливаться.
В существующих ТЦ продолжают появляться новые концепции для привлечения посетителей. Например, в ТРЦ «Охта Молл» открылся первый магазин бренда Sela с собственным кафе внутри, а в ТРЦ «Галерея» магазин косметики «Золотое Яблоко» запустил предпраздничный pop-up-стенд.
Кроме того, в торговых центрах продолжается развитие гастропространств. В сентябре 2024 года в ТРЦ «ЭкоПарк» открылся первый в Мурино фуд-холл «ГастроПарк», а в октябре гастропространство появилось в ТЦ «Румба». В 2025 году в Северной столице запланировано открытие еще нескольких гастропроектов. Среди них обновленная зона бывшего фуд-корта в ТРК «Пик» в рамках реконцепции объекта, а также фуд-холл и ресторанная зона с открытыми террасами и общим лаундж-пространством в HOLLYWOOD.
«В 2025 году продолжится тренд на трансформацию торговых центров в lifestyle-хабы: место для покупок и комфортного досуга. Например, в «Охта Молл» посетители могут приходить с питомцами благодаря политике pet-friendly. В «МÖБЕЛЬБУРГ» открыли коворкинг и лекторий для представителей творческих профессий, а в ТРК «Лето» появилась библиотека. Подобные инициативы делают торговые центры ближе к потребностям аудитории, предлагая уникальные впечатления и расширяя границы их использования», – отметила Ирина Царькова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers.