Утиная истерия
Резиновые уточки для ванны покоряют мир. Десятки компаний выпускают эти забавные игрушки, а сотни магазинов — в Нью-Йорке и Барселоне, Венеции и Париже — с большим успехом ими торгуют. Утиная лихорадка охватила туристов, коллекционеров, владельцев джипов, любителей круизов и даже королевские семьи.
Резиновая игрушка, казалось бы, вещичка простейшая, но именно она обрела мировую славу и превратилась в звездный аксессуар. Все началось с изобретения: человечество в конце XIX века научилось вулканизировать резину. Тогда и появились первые фигурки для ванной — такие жесткие, что плохо подходили для веселых игр в мыльной воде.
Переломным стал 1947 год, когда появилась та самая классическая утка, которую все обожают. Мягкая, ярко-желтая, с милой улыбкой и веселым писком, она быстро завоевала популярность. Автор, дизайнер Питер Ганин, продал 50 млн экземпляров, пока не истек срок действия патента.
Более дешевые версии пошли в массы в 1960-х годах, и игрушка стала культовой. Птичек, правда, всегда сопровождали взлеты и падения. На рубеже веков спрос на них стабилизировался. Но в 2001 году один британский таблоид сообщил, что в ванной комнате королевы Елизаветы II стоит на тумбочке резиновая уточка с короной на голове. Игрушку заметил рабочий, который красил стены. Продажи аксессуара мгновенно взлетели на 83%.
Как много уточек хороших
В основе товарной линейки лежит классический вариант: ярко-желтая уточка, которая легко помещается на ладони. Игрушка стоит от €8 до €12. Однако рынок давно перерос базовые модели и предлагает множество дизайнерских.
Производители выпускают резиновых птиц в виде супергероев, исторических личностей, политиков, футболистов, звезд спорта и кино. В ассортименте — утки-президенты, продавцы, медсестры, фламинго и даже Деды Морозы. Еще одним направлением стали люксовые версии из премиальных материалов и украшенные стразами.
Размеры тоже разные. Например, игрушки высотой 50–60 см — популярный предмет интерьера в просторных ваннах. Миниатюрные, размером чуть больше наперстка, продаются наборами и украшают детские вечеринки и свадьбы.
Плавают в водоемах мира и гигантские надувные утки. Самые известные инсталляции, созданные голландским художником Флорентином Хофманом, достигают высоты шестиэтажного дома. Они несколько лет путешествовали по разным странам: гнездились в Сиднее, Пекине, Гонконге, Лос-Анджелесе. Стоимость масштабных водоплавающих проектов может достигать сотен тысяч долларов, включая транспортировку и установку.
Тянуть резину
Более 50 компаний по всему миру занимаются производством резиновых уточек. Американская CelebriDucks больше четверти века выпускает резиновых уток с лицами знаменитостей, включая президентов, кинозвезд, спортсменов и религиозных деятелей.
Все начиналось так: студия, занимавшаяся анимационными фильмами для рекламы, выпустила побочный продукт — резиновую утку. Об этом узнал баскетбольный клуб Philadelphia 76ers и заказал игрушку, изображающую суперзвезду Аллена Айверсона — с его татуировками, косичками и серьгой. «Утка была похожа на Аллена больше, чем он сам!» — утверждал Крейг Вулф, президент CelebriDucks. Уже через пару лет после создания компании, к концу 2002 года, резиновая продукция приносила студии $3 млн. в год.
Компания выпустила около 300 разных вариантов игрушечных птичек. Каждый вид производится ограниченным тиражом и может быть снят с производства в любой момент, как, например, утка Элвис Пресли и утка баскетболист Чарльз Баркли. За раритетными экземплярами охотятся коллекционеры, перекупая их друг у друга.
Среди ближайших конкурентов — британская Yarto Limited, известная резиновыми королевскими гвардейцами, и испанская Lanco Toys, выпускающая игрушки в классическом и тематическом дизайне.
Пушкин и Красная Шапочка
Вслед за производителями появились и специализированные точки по продаже уточек для ванны. Первые магазины открылись лет 20 назад и стремительно заняли узкую нишу. Одним из первых в 2003 году стал Duckshop в Германии. Сейчас в этом интернет-магазине более 2 тыс. игрушек.
Настоящего успеха добился и Amsterdam Duck Store, который открылся в 2015 году. Владелица, Барбара де Влам, рассказывает: «У меня был милый магазинчик детских подарков. Как-то раз дочка предложила отличную идею — добавить в ассортимент резиновых уточек. Спрос на них постоянно рос, и мы решили создать магазин, где продаются только утки».
Магазины Duck Store теперь открыты в 22 городах, включая Париж, Милан, Венецию и Таллин. Часть из них — по франшизе. Основные расходы связаны с арендой помещений в популярных туристических местах. Например, в Риме магазин находится всего в сотне метров от замка Святого Ангела, а в Таллине — почти на Ратушной площади.
Еще один перспективный проект — лондонская сеть Duck World, запущенная в прошлом году. Сеть уже охватывает четыре магазина в Лондоне и предлагает почти 500 моделей.
В России несколько компаний идут в ногу с трендом. Так, специализированная компания Funny Ducks появилась 5 лет назад и продает онлайн сотню вариантов классической игрушки, в их числе — утку-матрешку, утку-Пушкина и Красную Шапочку.
Портрет уткомана
Главное предназначение резиновых уток — развлекать малышей во время купания. Такие игрушки с национальными символами и названиями городов туристы часто привозят из поездок. А вот коллекционеры вкладывают в увлечение немалые средства. В некоторых собраниях осели сотни и даже тысячи утят. В Книгу рекордов Гиннесса в 2011 году попала коллекция американки Шарлотты Ли, которую она собрала за 15 лет, — 5 631 игрушка.
На игрушки в виде уточки можно наткнуться в самых неожиданных местах. Например, на круизных лайнерах. С недавнего времени путешественники приносят их с собой и прячут. Тот, кто находит сюрприз, фотографируется с находкой, выкладывает фото в соцсетях и прячет другую утку. Перед посадкой на лайнер некоторые пассажиры запасаются утками в оптовых количествах.
А владельцы джипов? Вот кто настоящие фанаты! На передних панелях их автомобилей часто можно увидеть целый резиновый отряд. Традиция, известная как Duck Duck Jeep или Jeep Ducking, зародилась в пандемию в 2020 году. Инициатором стала канадка Эллисон Парламент, которая рандомно оставляла подарочки с клювом на крышах чужих джипов. «Хорошего дня!» — писала она. Идея охватила массы.
Уточек покупают и для гонок, которые стали популярным развлечением и способом сбора средств на благотворительность. В соревнованиях участвуют тысячи пронумерованных водоплавающих. Их выпускают на воду в реках, бассейнах или каналах. Игрушка, которая первой достигает финиша, приносит приз своему владельцу.