Уровень потребительского стресса в России снижается, но рост рынка замедлился
Рост российского рынка FMCG (товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты) в 2023 году замедлился и составил 1,5% по сравнению с 2022-м (в 2022 году — 6%).
Данные о состоянии рынка представили ведущие аналитики на Международной выставке WorldFood Moscow 2024.
«Сейчас российский розничный рынок находится на этапе ценовых войн и финальной консолидации, которая продолжает усиливаться. Среди всех сделок за 2023 год 12% пришлось именно на потребительский сектор. Следующим этапом станет фаза регулируемого рынка, которая продлится, вероятно, до 2030 года», — отмечает Кирилл Терещенко, генеральный директор КОТАНИ Россия и СНГ.
Среднее число форматов розницы, по данным экспертов, демонстрирует рост в кошельке у покупателей: в 2021 году оно составляло 7,2, в 2024 г. — уже 8. Только 3,64% покупателей пользуются одним каналом. Это говорит о том, что разные форматы представляют собой разные ценности, и покрыть все свои ценности и потребности у одного формата покупатель сейчас не может.
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга Romir, подчеркивает важность коммуникации с покупателем именно через его ценности. Об этом говорит и Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети «ВкусВилл»: «Надо создавать ценности для покупателя, а не развивать бренды». Среди основных факторов потребительского выбора сегодня присутствует удобство покупки (76%), цена за покупку (75%), адаптивный ассортимент (68%), удовольствие от покупки (62%), потребительская безопасность (54%).
Самыми растущими каналами остаются хард дискаунтеры (жесткие дискаунтеры — магазины самообслуживания с товарами повседневного спроса по низким ценам) и e-commerce — электронная коммерция. Также активно развиваются кафе при магазинах — теперь это территория борьбы представителей не только общественного питания, но и классического ретейла. Предполагается, что к 2029 году вырастет сегмент HoReCa и такие форматы, как минимаркеты и онлайн. В то же время будет наблюдаться спад гипермаркетов, супермаркетов, хард дискаунтеров и традиционной торговли.
Как отмечают эксперты, в 2024 году продолжилось восстановление потребительских настроений, а уровень стресса постепенно снижается. Но 35% россиян всё еще продолжают испытывать стресс, и главными способами борьбы с ним по-прежнему служат прогулки, время с близкими и друзьями и вкусная еда. Кроме того, покупатель сегодня всё в меньшей степени определяет свое поведение как режим экономии, но всё же отказывается от дорогостоящих покупок в пользу базовых расходов. В кошельке у россиян растет объем «свободных денег», что способствует росту трат на товары повседневного спроса.
Среди трендов аналитики выделили восстановление продаж, стабилизацию потребительских настроений, развитие СТМ, нормализацию ассортимента, новые подходы к ценам и промо, диверсификацию каналов в зависимости от потребностей, усиление потребительских ожиданий от рынка, конкуренцию на всех уровнях взаимодействия с потребителем, а также фокус бизнеса на персонализацию в рамках ценностного потребительского предложения.
Светлана Куликова