Упаковали бизнес. Окуловская бумажная фабрика стала частью компании «Каппа Рус»

Крупный производитель упаковки «Каппа Рус» пополнился сырьевым подразделением. Перед новым годом в состав бывшего российского подразделения ирландского концерна Smurfit Kappa Group вошла Окуловская бумажная фабрика. Аналитики считают сделку выгодной для всех ее участников.

Компания «Каппа Рус», бывшее подразделение ирландского концерна Smurfit Kappa Group в России, приобрела Окуловскую бумажную фабрику. Сделка была закрыта 27 декабря 2024 года. 
По данным сервиса «Контур.Фокус», в результате к АО «Каппа «Рус» перешли 99,9% долей ООО «Окуловская бумажная фабрика». Еще 0,1% компании принадлежит директору «Каппа Рус» Алексею Копылову. 
Продавцами актива выступили предприниматели Александр Осутин и Алексей Васильев, ранее владевшие Окуловской бумажной фабрикой в равных долях. Стоимость сделки не раскрывается. По мнению аналитиков, она могла составить от 570 млн до 2 млрд рублей, в зависимости от применяемой методики оценки актива.
«Приобретение Окуловской бумажной фабрики — важный шаг в реализации стратегии вертикальной интеграции АО «Каппа Рус». Объединение последовательных этапов производственного процесса позволит повысить эффективность работы, улучшить качество продукции и обеспечить высокую надежность поставок для наших покупателей», — объяснили сделку в «Каппа Рус».

Вертикальная выгода

Эксперты согласны, что решение о вертикальной интеграции своевременно. «В условиях геополитической и экономической нестабильности такая модель работы повышает автономность компании», — говорит аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. 
«Приобретение Окуловской бумажной фабрики, которая специализируется на производстве макулатурного сырья и упаковки из формованной бумажной массы, позволит «Каппа Рус» увеличить количество видов выпускаемой продукции. Это положительно скажется на конкурентоспособности и финансовых результатах собственника», — полагает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. 
Еще один стратегический плюс для «Каппа Рус» от этой сделки заключается в вероятном снижении себестоимости конечной продукции — гофроупаковки. «Контроль над производством сырья — бумаги и картона — уменьшает зависимость производителя упаковки от рыночных колебаний цен на сырье, которые в 2023–2024 годах могли быть значительными», — поясняет Кирилл Климентьев. 
Кроме того, добавляет он, контроль над всем циклом производства гофроупаковки поможет «Каппа Рус» быстрее реагировать на спрос, что важно на динамично развивающемся рынке. 

Объединение ради спасения

Аналитики уверены, что заключенная сделка выгодна не только для покупателя, но и для продавца. «Укрупнение бизнеса — абсолютный тренд не только в российской, но и в мировой экономике. Небольшие независимые предприятия обречены рано или поздно стать частью крупной холдинговой структуры», — согласен гендиректор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. 
По его словам, небольшое производство с малыми мощностями неустойчиво. «При любом кризисе оно может оказаться в сложной ситуации и проиграть конкурентам, у которых есть поддержка материнской компании, в том числе и финансовая», — поясняет эксперт. 
В настоящее время подавляющее большинство крупных игроков отечественного лесопромышленного комплекса из-за сложностей с экспортом продукции переориентировались на внутренний рынок, из-за чего конкуренция на нем растет. «Поэтому рано или поздно небольшие предприятия уступят рыночные позиции более крупным конкурентам, и у них останется два выхода: либо закрыться, либо стать частью большого холдинга», — считает Виталий Липский. 
Решение о продаже Окуловской бумажной фабрики эксперты считают своевременным. «Возможно, что за актив предложили неплохую цену. Также не исключено, что бывшие владельцы оценили процессы, происходящие в отрасли, и пришли к выводу, что растущая конкуренция требует объединения с крупным игроком», — рассуждает Дмитрий Баранов.

Не последняя сделка

Эксперты уверены, что покупка Окуловской бумажной фабрики — далеко не последняя сделка M&A в российской целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе на рынке бумажной упаковки. 
«Идет консолидация. Крупные игроки стремятся закрепиться на растущем рынке упаковки, сокращая конкуренцию и увеличивая контроль над цепочками поставок. Компаниям требуются инвестиции в оборудование, поэтому фирмы с недостаточной ликвидностью будут искать покупателей», — считает Кирилл Климентьев.

Дмитрий Баранов напоминает, что недавно на рынок упаковки вышла ГК «Свеза», которая сначала приобрела картонно-бумажный комбинат «Кама» в Пермском крае, а на днях объявила о покупке активов «ММ Полиграфоформление» — группы предприятий в Северо-Западном федеральном округе, которые специализируются на производстве картонной упаковки и бумаги. В состав этой сделки вошли три производственные площадки в Ленобласти и Пскове.

Перспективный рынок

Рынок гофроупаковки с 2020 года демонстрирует стабильный рост. По данным Росстата, за 11 месяцев 2024 года объемы производства бумаги и картона составили 9,71 млн тонн, что на 5,7% выше аналогичного показателя 2023 года. 
Выпуск коробок и ящиков из гофрокартона увеличился также на 5,7%, до 8,24 млрд м2. По оценкам участников рынка, годовой объем выпуска гофроупаковки в 2024 году превысит 9 млрд м2, что на 10% выше показателя 2023 года. 
Основным драйвером роста рынка гофроупаковки эксперты называют увеличение продаж продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе и онлайн. По прогнозам ООО «Ново Пакаджинг ББ», в 2025 году рынок гофроупаковки продолжит рост в пределах 8% и приблизится к отметке в 10 млрд м2
Как считает директор по продажам и маркетингу «Ново Пакаджинг ББ» Светлана Рыбкина, стимулировать рост рынка по-прежнему будет пищевая индустрия. Средняя площадь упаковки сокращается, что приводит к росту потребления гофрированного картона на единицу товара.
Также продолжится замещение производства импортных товаров в области бытовой химии, косметики, санитарно-гигиенических изделий, что повлияет на позитивную динамику роста рынка в целом. «А рост онлайн-торговли через маркетплейсы на 30-40% будет способствовать росту спроса на короба», — полагает Светлана Рыбкина.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

АО «Каппа Рус» работает на российском рынке с 1996 года. Изначально это было торговое представительство шведского концерна AssiDoman Packaging в Петербурге. В 1997 году компания запустила гофрокартонный завод во Всеволожске. После вхождения в состав международного концерна Smurfit Kappa Group, в 2011 году компания приобрела завод в поселке Коммунар, а в 2017 году — предприятие «СОЮЗ» в Москве. 
С 2022 года АО «Каппа Рус» развивается самостоятельно под своим брендом. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка АО «Каппа Рус» в 2023 году сократилась по сравнению с 2022 годом на 10%, до 12,49 млрд рублей, чистая прибыль — на 16,4%, до 1,46 млрд рублей.
ООО «Окуловская бумажная фабрика» образовано в 1994 году, компания зарегистрирована в Петербурге. По данным «Контур.Фокус», ее выручка в 2023 году сократилась по сравнению с 2022 годом на 9,1%, до 2,96 млрд рублей, чистая прибыль — на 6%, до 206 млн рублей. 
В конце 2024 года Окуловская бумажная фабрика объявила о завершении трехлетней программы модернизации общей стоимостью около 700 млн рублей. На заводе установлена новая система подготовки макулатурной массы, усовершенствована система оборотного водоснабжения и прошло техническое перевооружение насосного парка. Предприятие также освоило выпуск бумаги для гофрирования (флоатинга) плотностью 80 и 90 г/м2. В результате объемы производства бумаги и картона выросли на 9%, до 92 тыс. тонн в год.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня