Улица пустых витрин. Почему Московский проспект теряет арендаторов

Московский проспект теряет арендаторов стрит-ретейла. За последние 3 года ставки аренды в локации сократились на треть. Аналитики связывают потерю интереса к Московскому проспекту с уходом трафика на другие магистрали, а также с общей экономической ситуацией.

Арендные ставки на помещения формата стрит-ретейл на Московском проспекте за последние 3 года снизились на 30%, подсчитали в NF Group в Петербурге. Эксперты связывают это с тем, что трафик с одной из крупнейших магистралей города оттянули на себя его трассы-дублеры, в том числе Митрофаньевское шоссе и ЗСД. Вслед за трафиком уходят и бренды.

По словам директора департамента торговой недвижимости NF Group в Петербурге Анны Лапченко, раньше Московский проспект был интересен ресторанам, интерьерным магазинам, банкам и сдавался «в рабочем порядке». «Сейчас там очень много пустых помещений. И при существующих ставках аренды на уровне 3–4 тыс. рублей за 1 м2 интерес арендаторов к Московскому проспекту невысок», — говорит она.

По словам Анны Лапченко, реализация тех или иных инфраструктурных проектов всегда влияет на интерес арендаторов к объектам стрит-ретейла. «Например, интерес арендаторов к локациям около станции метро «Чернышевская» с началом ее ремонта сократился на 70%. И хотя станция вновь открылась летом прошлого года, спрос на локацию пока не восстановился», — отмечает она.

То пусто, то густо

Аналитики говорят, что спрос арендаторов на помещения Московского проспекта всегда был неоднородным. Многие видят снижение активности бизнеса только в некоторых локациях магистрали и связывают ее с закрытием станций метро, в частности «Фрунзенской».

«Московский проспект большой, и спрос на него разный. Самое начало проспекта около Сенной площади всегда было привлекательным для арендаторов. Там практически не бывает вакантных помещений. Ставки составляют 5–7 тыс. рублей за 1 м2, а арендаторы меняются редко», — говорит Полина Фиофилова, директор по развитию KNRU. По ее словам, спрос на помещения высок также в конце проспекта, у одноименной станции метро.

«Что касается других станций метро на Московском («Парк победы», «Московские ворота», «Фрунзенская»), то они никогда не пользовались ажиотажным спросом у арендаторов. И сейчас ситуация не изменилась. Но недалеко от Московского проспекта появляются новые жилые комплексы, которые обеспечивают локацию новыми коммерческими помещениями. Спрос на них также есть», — говорит Полина Фиофилова.

Без банков и связи

Некоторые эксперты считают, что большое количество свободных площадей на Московском проспекте не связано с реализацией инфрастуктурных объектов и развитием метро.

"Честно говоря, с поиском постоянного арендатора в стрит-ритейле на Московском проспекте у нас были проблемы и 7-10 лет назад. Так что Московский проспект при всей его престижности - не самое простое место для этого сегмента. Что касается оттягивания транспортного потока на другие трассы - такое возможно, конечно. У нас просто нет долгосрочной аналитики, чтобы проследить такой тренд. Но для стрита важен не столько транспортный поток, сколько наличие парковочных мест для совершения спонтанного захода в точку  и, конечно, пешеходный трафик. Я связываю падение спроса на стрит-ритейл на Московском скорее с общим трендом в городе. На других некогда успешных артериях города также идет и снижение арендной ставки, и рост вакансии (на 1-2% в год). Рынок стрита меняется. E-commerce, геополитика, ключевая ставка и другие факторы, на мой взгляд, пока вносят бОльший вклад, чем параллельные трассы", - говорит Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management.

«Московский никогда не был важным объектом для развития розничной торговли. Там всегда активно садились банки, которые стремились привлечь розничных клиентов, а также компании, которые хотели заявить о себе», — комментирует глава агентства коммерческой недвижимости Lapina Екатерина Лапина.

Но, по ее словам, на фоне текущей экономической ситуации и высоких процентных ставок по кредитам банкам неинтересно развивать розничную сеть. «Поэтому с Московского они уходят», — говорит Екатерина Лапина.

Также магистраль покидают крупные компании связи, как МТС, «Мегафон». «Они там присутствовали ради рекламы, но сейчас большой нужды в продвижении у них нет», — добавляет эксперт.

Ретейл в центре

В других районах города в стрит-ретейле число закрытий новых точек превышает число открытий. Под данным компании Maris, по итогам первого квартала 2025 года объем вакантных площадей на основных торговых коридорах Петербурга составил 7,4% (+1,1% к концу 2024 года). А период к периоду средний уровень вакансии увеличился на 1,5%, уточнили эксперты Maris.

«Наблюдался умеренный рост деловой активности: число новых открытий с начала года увеличилось на 20% относительно аналогичного периода прошлого года, а число закрытий возросло в 3,3 раза. Сальдо прироста резидентов центральных торговых коридоров города по итогам первого квартала 2025 года отрицательное — число закрытий на 56,7% превысило число новых открытий. Наблюдался активный процесс освобождения торговых точек», — отметили эксперты Maris. Но часть пустующих площадей уже вновь готовится к открытию новых резидентов в ближайшее время, добавили в компании.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня