Удочка вместо рыбы для бизнеса
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
В конце июля Ленобласть зарегистрировала собственную микрокредитную организацию для малого бизнеса. О том, как с появлением этой структуры изменится порядок выдачи микрокредитов предпринимателям, рассказал директор Фонда поддержки предпринимательства (ФПП) Ленобласти Дмитрий Жуматий.
В конце июля этого года была зарегистрирована Микрокредитная компания Ленобласти (МКК ЛО). Предполагаем, что она начнет работать уже нынешней осенью. Как следует из названия, МКК Ленобласти будет предоставлять льготные займы, и это особенно важно с учетом высокой ключевой ставки.
МКК будет специализироваться на выдаче только микрозаймов объемом до 5 млн рублей. Это важно для малого бизнеса, которому чаще всего нужны один-два миллиона для покрытия кассового разрыва, для финансирования маленьких историй, таких как приобретение нового тренажера для фитнес-зала, найма администратора и выплаты ему зарплаты и так далее.
В свое время нас спрашивали, почему Фонд поддержки предпринимательства Ленобласти не может самостоятельно предоставлять бизнесу микрозаймы. Дело в том, что Министерство экономики запрещает выдавать и микрозаймы, и поручительства по кредитам на базе одного юрлица. Поэтому и было принято решение создать МКК, которая будет заниматься займами. А сам фонд будет предоставлять поручительства по кредитам, в том числе по тем, которые будет выдавать МКК. То есть один предприниматель может получить микрозаем в МКК и попросить поручительство по нему же в ФПП. Бюджет МКК будет равен объему средств, которые были предусмотрены в ФПП на микрокредитование — это около 820 млн рублей на 2024 год.
Мы постепенно передаем всю работу по предоставлению микрозаймов в МКК. Причем мы пошли простым, но долгим путем. Можно было бы передать весь портфель займов. Но проблема в том, что есть заем, у которого есть также залог и еще один залог — три договора минимум на каждом займе. А всего у нас около 700 кредитов. То есть нам бы пришлось заключить более 2 тыс. допсоглашений в двух экземплярах, это очень большой объем работы. И в итоге все займы, которые уже выдал фонд, мы оставили в фонде, эти кредиты мы сопровождаем. Но все договоры по новым займам, которые накапливаются за месяц, мы будем отдавать в новую организацию — МКК.
При этом у Фонда развития предпринимательства работы хватает. Микрозаймы составляли не более 5–7% от общего объема нашей деятельности.
Недавно мы сделали рейтинг самых популярных услуг, которые предоставляет фонд. В первую очередь областной бизнес охотно идет за правовыми консультациями по налогообложению. Тут предполагаются консультации экспертов, когда профильный специалист на протяжении 40−60 минут разбирает конкретно вашу ситуацию, будь она в сфере финансового планирования, права, налогообложения, продвижения в соцсетях.
Также предприниматели идут за сертификацией продукции, помощью в составлении бизнес-планов. Большой популярностью пользуются образовательные программы. Каждая среда у нас учебная, в это время проходят бесплатные мероприятия, посвященные кадровым и другим вопросам.
Отдельной важной темой для предпринимателей стало консультирование по выходу на маркетплейсы. Например, спрос на такие услуги в прошлом и позапрошлом году был очень высок. В этом году он снизился, думаю, потому что большинство компаний на маркетплейсы уже вышло. Теперь растет интерес к другим аспектам, например к продвижению бренда в интернете. Возникают вопросы, как правильно себя позиционировать, как правильно оформлять карточки товаров, какой именно товар предлагать, чтобы пользователи его покупали. И теперь, наверное, мы будем больше уходить в сопровождение вот этого направления.
Можно смело говорить о том, что помощь в обучении для предпринимателей очень важна и востребована. И это укладывается в общую стратегию государства, которая предполагает, что раньше бизнесу, так сказать, давали готовую рыбу. А сейчас дают удочку для того, чтобы эту рыбу выловить. Настрой больше на предоставление удочки, и я считаю это правильным.
Мнение высказано в рамках форума «Энергия возможностей» — 2024