Туристические открытия. Взлет Русского Севера
Со времени пандемии и начала СВО российские и иностранные туристы начали активно интересоваться северными территориями России. «Новый проспект» узнал, как вырос интерес к таким регионам, как Мурманск и Карелия, и какие сложности в связи с этим возникают у территорий и туроператоров.
«Тенденция повышенного спроса на внутренний туризм продолжается. Если посмотреть в масштабе нескольких лет, допустим, с 2020 года, то можно говорить о более чем двукратном увеличении. Мы наблюдали взрывной спрос в 2022 году и видим стабильный прирост 25–35% каждый последующий год», — рассказывает Наталья Герасименко, начальник отдела бронирования туристического агентства «Бон Тур».
Она объясняет, что у иностранных туристов тоже повышается спрос: они отходят от видения России только как «двух столиц» — Москвы и Петербурга. При этом яркими точками туристического притяжения являются Мурманская область и Республика Карелия.
Мурманск бьет рекорды
По данным Восточного центра государственного планирования, из общего туристского потока в регионы Арктики (а Мурманск и Карелия относятся именно к таким регионам России) на Республику Карелия приходится 15% туристов, на Мурманскую область — 13%. Но количество интересующихся Мурманском увеличивается.
Как пишет общественно-политическая газета «Карелия», в 2023 году количество поездок в республику составило 1,6 млн, превысив показатель 2022 года на 8%. Туристический поток в Мурманскую область, по данным областного комитета по туризму, в 2023 году составил 669,7 тыс. человек, в том числе 31,2 тыс. иностранных туристов. Это на 10% больше, чем в предыдущем году.
Таким образом, турпоток в Мурманскую область растет всё больше. Это подтверждают и туроператоры, по чьим словам, на Мурманск в этом году наблюдается чуть более выраженный спрос, чем на Карелию.
«Ощущаем рост интереса ежегодно. Мы принимаем гостей из нашей страны и по сравнению с прошлым годом выросли в 2,5 раза», — рассказывает Елена Ожегова, исполнительный директор мурманского туроператора «Север для вас».
«В последний год у нас фактически ни одного выходного дня не было! Туристов было столько, сколько мы не видели за последние 10 лет», — утверждает Владимир Онацкий, директор туристической компании «Мурмания».
Он рассказывает, что первые туристы появились в регионе в 2014 году, и постепенно регион захлестнуло волной: их становилось всё больше и больше, но в этом году, как он говорит, «все рекорды бьем»: «Если зимой мы всегда возили в среднем восемь туристов на одну-две экскурсии каждый день, летом чуть меньше одной экскурсии в день, а весной и осенью где-то одну экскурсию в 2 дня, то сейчас межсезонья вообще нет. Такой поток, какой всегда был зимой, продолжается с прошлого лета и только растет».
На выходные — на север!
Карелия традиционно привлекает туристов горным парком Рускеала, Петрозаводском, природными достопримечательностями. Летом люди стремятся попасть в Кижи, на Валаам, увидеть карельские петроглифы — одни из самых древних наскальных рисунков на земле; зимой хотят посетить резиденцию карельского Деда Мороза, покататься на хаски и оленях.
Туристическими точками притяжения Мурманской области стали новый, уже устоявшийся гастрономический тренд «арктическая кухня» и раскрученная, но от этого не менее привлекательная Териберка, где можно не только отдохнуть на природе тундры, но и принять участие в фотоохоте за морскими обитателями — китами.
«Гости хотят выйти в море посмотреть китов. У нас сейчас прекрасное время для этого, киты нас радуют», — улыбается Елена Ожегова.
И, конечно, многие туристы жаждут увидеть северное сияние, сезон которого начинается в сентябре и заканчивается в середине апреля. «На самом деле северное сияние есть всегда, просто мы его не видим, потому что сейчас полярный день. Его можно увидеть только когда темно, поэтому мы с нетерпением ждем, когда у нас потемнеет и мы сможем показать гостям наше северное сияние», — объясняет туроператор.
Зимой, как она рассказывает, в регион едет пока больше туристов, чем летом, но с каждым годом этот разрыв сокращается, потому что Кольский полуостров стал популярен. «Он относительно Алтая или Камчатки находится недалеко от Москвы и Петербурга, сюда удобно долететь и не нужно планировать какой-то большой отпуск, можно приехать на выходные», — говорит Елена Ожегова.
Тем более что по стоимости тур на север вполне приемлемый: как отмечают туроператоры, индивидуальный тур стоит около 25 тыс. рублей, средняя цена по рынку группового — около 10 тыс. рублей с человека в сутки в зависимости от того, что включено.
Курс на увеличение отелей
Групповые туристы размещаются в основном в отелях, индивидуальные могут поселиться на турбазах или в модных сегодня глэмпингах. Но спрос настолько увеличился, что отельная инфраструктура за ним не поспевает.
«Наши туристы в рамках туров останавливаются в трех- и четырехзвездочных отелях. В Мурманске основным отелем для нас является «Азимут 4*», в Петрозаводске — «Питер Инн», в области в основном трехзвездочные гостиницы», — говорит Наталья Герасименко.
«Если говорить про четыре звезды, то официально у нас три таких гостиницы, но отель «Космос» требует реновации. «Троек» много, но они тоже довольно сильно переполнены, поэтому отели сейчас для нас, к сожалению, большая проблема», — рассказывает мурманчанка Елена Ожегова.
Дефицит отелей отмечает и Владимир Онацкий. «Гостиниц, конечно, стало намного больше, чем раньше, но и поток туристов растет: ни в Мурманске, ни в Териберке иногда вообще нет свободных мест. Мы все ждем, когда к нам какие-нибудь новые инвесторы придут, чтобы что-то еще построить, потому что отелей не хватает», — говорит он.
С ресторанами проще: их открыть можно гораздо быстрее, чем отели. «Конечно, время и загрузку посещения нужно бронировать заранее, но с этим мы вполне справляемся: наши коллеги из ресторанного бизнеса отлично работают, поэтому питание у нас налажено», — говорит Елена Ожегова.
Поэтому региону, как считают туроператоры, важно обратить внимание на отельное направление и развивать его, чтобы туристы могли получить более высокий уровень обслуживания.
Аттестация гидов
Но, помимо нехватки отелей, выросший туристический рынок принес северу и другие, гораздо более существенные проблемы.
«Раньше туризмом в регионе занимались только те, кто действительно хотел развивать это направление, думал о нем и о том, что будет дальше — о перспективе. А сейчас на рынке множество неаттестованных гидов, никому не подконтрольных и ни за что не отвечающих. У некоторых знания на самом низком уровне, а кто-то вообще не задумывается ни о безопасности, ни о противопожарных правилах. У нас в июле и августе вся область горела, потому что они в тундре с туристами костры разводили», — эмоционально (накипело!) рассказывает Владимир Онацкий.
А тундра, объясняет он, — это не средняя полоса, где костер потушил и дальше пошел. В тундре, даже если его потушили, он всё равно снизу дальше разгорится и начнет жечь всё вокруг.
Владимир Онацкий туристам рад, но только культурным, которые не несут разрушений
Китайские «гости»
Отдельно эксперт упоминает китайских туристов, которые тоже очень заинтересовались Русским Севером и приезжают в регион с нелегальными китайскими гидами.
«Их так называемые гиды, нигде не аккредитованные в России, просто-напросто незаконно возят к нам своих туристов смотреть на северное сияние. Конечно, они не знают, как его искать, катаются по области на автобусах, надеясь на авось, и говорят, что сегодня сияния не было», — говорит Владимир Онацкий.
У этих китайских гидов, разумеется, нет рабочих виз: они не имеют права вести никакую деятельность на территории России. Но проблема в том, что незаконную деятельность никак не доказать, потому что для этого нужно зафиксировать факт передачи денег клиентом поставщику услуги. «А этого не происходит, потому что все они рассчитываются через свои китайские приложения, и Россия их денег, в общем-то, не видит», — объясняет Владимир Онацкий.
Сейчас операторы Мурманска ждут, что зимой будет очередной наплыв, который опять же ничем не обернется.
Как сложился в России скрытый рынок замкнутого цикла по приему китайских туристов, какой процент китайского въездного туризма является теневым и в чем причина, можно прочитать в статье «Мимо кассы. Увидит ли бюджет Петербурга деньги китайских туристов?»
Туристов здесь ждут
Помимо китайцев, на Русский Север приезжают туристы из Таиланда, Индии, Ирана и с Тайваня — это основные иностранные потоки, и, конечно, это уже легальный туризм.
«Русский Север уже несколько лет как стал моден. И это, с одной стороны, хорошо: у нас есть возможность вести бизнес. Но с другой, это оборачивается большой проблемой для экологии», — говорят эксперты.
Люди в тундре бросают окурки, не понимая, что в этом плохого; вытаптывают дорожки.
«Рынок, несомненно, нужно цивилизовывать, вести просветительскую работу, объяснять, что можно делать, а что нельзя и почему», — считает Владимир Онацкий.
Этот процесс цивилизации рынка, говорит он, уже идет: несколько лет назад была создана Ассоциация гидов Мурманской области, в регионе работает более 100 аттестованных гидов. Работа эта небыстрая, она будет продолжаться.
«А туристов мы все ждем. Русский Север красив, он стоит того, чтобы его увидели!» — единодушно заключают эксперты.
Фотографии из архива Владимира Онацкого