Трудиться, трудиться и еще раз трудиться
Советский плакат 1964 года. Художник Галина Шубина
Уроки труда вернутся в российские школы с 1 сентября. Внедрение в программу обучения шитью и столярному делу некоторые воспринимают едва ли не как шаг назад, к советскому прошлому. Однако уроки труда есть и в европейских странах, и впереди идут Скандинавия и Финляндия.
Школьники в Скандинавии и Финляндии шьют и вяжут, работают с деревом и ухаживают за растениями, варят пиво и мыло. Такие уроки проходят 1–2 раза в неделю, но всё чаще реализуются в форме проектов, где задействовано сразу несколько предметов. А в некоторых странах даже уборка школы и мытье посуды возложены на учеников.
Откуда ноги растут
Иногда говорят, что скандинавы и финны, мол, заимствовали трудовое обучение из школьных программ СССР. Сами учителя удивленно пожимают плечами: еще их прабабушки и прадедушки с детства учились шить, столярничать и готовить еду.
В Швеции и других скандинавских странах традиция обучения детей ремеслам и трудовым навыкам существовала задолго до возникновения СССР. Уже в конце XIX века в шведских школах начали преподавать столярное дело для мальчиков и шитье для девочек. Постепенно программа расширялась, и в нее стали включать и другие дисциплины: работу с металлом, домашнюю экономику (включая готовку и ведение домашнего хозяйства), а также базовые навыки ухода за садом и огородом.
Теперь на уроках труда давным-давно нет разделения на занятия для мальчиков и девочек. Преподаватели уверены: это способствует формированию равноправия и позволяет проявить таланты. Мальчики тоже должны уметь шить и готовить, а девочки — работать с деревом и металлом.
Все материалы предоставляет школа. Считается, что все дети должны быть в равном положении независимо от платежеспособности родителей. Учебники, тетрадки, ручки, карандаши тоже выдают — яркие и красочные, какие нравятся ребятам. Например, в Швеции приходится покупать только портфель, остальное выдает школа.
Птичий мегапроект
Мама пятиклассника из Финляндии рассказывает, что весной сын с головой погрузился в орнитологию. Как это связано с трудом? Самым прямым образом: школьники не только изучали, какие птицы обитают в городских парках, но и делали для них, а также для летучих мышей домики. В командах по два-три человека разрабатывали дизайн, учитывая повадки конкретного вида птиц. Причем дело было поставлено на научную основу, а детям дан простор для творчества и самостоятельной работы.
В школьной мастерской команды могли выбрать материалы, краски, гвозди и инструменты. Кстати, были даже комплекты заготовок, которые нужно только сколотить. Преподаватели объясняют, что всегда есть ученики, которым то или иное задание не по душе. Вот они и могут взять комплект «сделай сам». Но он часто остается невостребованным: ребята с удовольствием всё делают сами.
Конструкции получились интересными: и трехэтажные домики, и раскрашенные в стиле Хундертвассера, и замаскированные декоративными ветками. Когда скворечники были готовы, команды выступили с презентациями. Члены команды по очереди рассказывали о птицах, которые будут жить в домике, их повадках, местах обитания, показывали фотографии и включали записи их голосов.
А завершилось всё веселым праздником в парке, который дети тоже срежиссировали и подготовили сами. Конкурса на лучший скворечник, кстати, не было. Главное, чтобы они птицам понравились. Зато все прошлись по парку и убрали случайный мусор.
Это, конечно, лишь один из многих вариантов проектной работы, есть и множество других. Например, создание деревянных стульев: ученики разрабатывают дизайн, измеряют и режут доски, собирают и шлифуют готовые изделия. Стулья всегда нужны — и в холле, и в школьной столовой. Их можно даже продать на ярмарке, а деньги пойдут в копилку класса или школы.
Или шьют одежду для совместной школьной вечеринки, готовят традиционные блюда или выращивают петрушку и укроп для школьной столовой. Главное, что любая работа — это не перевод ткани или продуктов, а выполнение практической задачи: созданная вещь, выращенный продукт будут обязательно использованы.
Пиво и мыло
В датских школах практическое обучение тоже во главе угла. На уроке органической химии ожидаешь увидеть пробирки и белые халаты, но никак не бочку с пивом. Однако оказывается, что химию в некоторых датских гимназиях буквально пробуют на вкус — варят самое настоящее пиво.
Дети и пиво? А почему нет? Его издавна варили в каждом дворе и пили по праздникам, поэтому старшеклассники одновременно изучают и традиции своей страны.
Ученики сначала узнают, что происходит на каждом этапе пивоварения: как крахмалы превращаются в сахара, как работают дрожжи и как всё это превращается в алкоголь. Под руководством учителя они смешивают воду, солод и хмель, варят, охлаждают и добавляют дрожжи, чтобы запустить ферментацию. Все компоненты, разумеется, предоставляет школа.
Затем пиво оставляют на несколько недель. Процесс идет, ученики наблюдают, записывают изменения и проводят анализы. Когда продукт наконец готов, школьники обсуждают результаты и выясняют, как разные факторы — температура, количество хмеля или дрожжей — влияют на вкус и качество напитка. Так они на практике видят, зачем нужна химия, и учатся экспериментировать, анализировать.
Когда пиво готово, его разливают по бутылкам и убирают в кладовку. Там оно будет ждать своего часа — школьного праздника, где его отведают и учителя, и ученики. Каждому достанется по стаканчику.
Конечно, пивоварение — это не стандартная практика, многое зависит от директора учебного заведения и преподавателей. Есть гимназии, которые включают в программу процесс приготовления сыра, шоколада, мыла, кремов и лосьонов, создание натуральных красителей. В Дании гимназии обладают значительной свободой в выборе образовательных программ и могут экспериментировать с учебным процессом.
Сам себе посудомойка
Еще в Дании ученики активно участвуют в уборке и поддержании порядка в школе, и это касается даже højskoler — народных школ для взрослых, куда приходят учиться люди старше 18 лет, а верхний порог не обозначен, принимают и пенсионеров. Эти учебные заведения ориентированы на личностное развитие, изучение языков, традиций, музыки, дизайна. Курс обычно длится один год, и местные учатся здесь бесплатно на полном пансионе.
Иностранцам приходится платить (или получать грант), однако это не освобождает их от обязанности брать в руки швабру. Уже в первый день учебы студентов предупреждают: если в вашей стране мужчине зазорно ходить с тряпкой или вы с детства росли белоручкой, то в школе придется об этом забыть — все на равных выполняют свои обязанности.
Каждая группа отвечает за определенный участок, в который входят классы, коридоры, спортзал, библиотека, прачечная или холл. Кто-то пылесосит, кто-то подметает, моет полы, вытирает подоконники, расставляет мебель по местам. Исключение составляют туалеты, учительская, подсобные помещения — за них отвечает профессиональная уборщица.
Завтраки, обеды и ужины готовят профессиональные повара, но накрывать на столы и мыть посуду также обязаны сами студенты. Делать это приходится оперативно — в большую перемену между занятиями. Группы выполняют эту работу по очереди, обычно 1–2 раза в неделю, включая выходные.
Кстати, не только в Дании такие порядки, но и в Японии. В конце учебного дня ученики в возрасте 6 лет и старше задерживаются на 15 минут и убирают классы, туалеты и другие школьные помещения. Это часть образовательной культуры, направленной на воспитание дисциплины, коллективизма и уважения к общим пространствам.
Японские учителя также считают: уборка после занятий расслабляет, дает возможность пообщаться с друзьями и с учениками других возрастов, да и вообще труд облагораживает.
Советский плакат 1957 года. Художник Софья Низовая