Триумвират науки, образования и промышленности приведет страну к технологическому лидерству
Образовательный кластер в последние годы претерпевает значительные изменения: на новые модели работы переходят и высшая школа, и профессиональное образование, и исследовательские институты. Перспективы дальнейшего развития этой сферы обсудили в Экспофоруме участники пленарного заседания Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке», темой которого стала «Роль науки и профессионального образования в достижении технологического лидерства страны».
Российское образование меняется на глазах: проходят реформы в СПО, вузы двигаются в сторону подготовки специалистов, развивается новая модель софинансирования научных разработок, отметил, открывая заседание, вице-губернатор Петербурга Владимир Княгинин. Всё это направлено на достижение задач технологического лидерства, но эти изменения также ставят и новые вызовы. В частности, заметил вице-губернатор, уровень финансирования науки в России составляет около 1% ВВП, хотя целевой показатель вдвое выше, и нужно подумать, как его достичь.
Вопрос о финансировании вице-губернатор позже задал и заместителю Министра науки и высшего образования РФ Ольге Петровой, однако та в ответ заметила, что в условиях жестких ограничений бюджета рассчитывать нужно на более эффективное использование имеющихся возможностей. По ее словам, в системе есть много скрытых ресурсов.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что кадровая потребность стоит сейчас остро. «Промышленность предъявляет повышенный спрос на квалифицированный труд, — сказал он. — Она заинтересована в подготовке специалистов и их бесшовном переходе из вузов на производство». С этим связана, по его словам, и одна из проблем, которую нужно решить: зачастую молодежь выпускается из колледжей до 18 лет, и поэтому предприятия не могут взять их на работу — запрещает Трудовой кодекс. Александр Шохин отметил, что сейчас бизнес вкладывает в образование даже больше, чем бюджет.
Российская академия наук тоже готова вносить свой вклад в развитие образования и науки. Председатель Санкт-Петербургского отделения РАН, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской с удовлетворением отметил, что отказ от Болонского процесса приведет к возвращению «гордого звания российского инженера», и рассказал, что в РАН сейчас также перешли к новой структуре, заменив тематические отделения на объединенные сектора, например агротехнологий и продовольственной безопасности. Это поможет более тесному взаимодействию науки, образования и промышленности.
Одна из главных составляющих для достижения технологического лидерства — законодательная база, заявила сенатор РФ от Тверской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. Сейчас она, к сожалению, отстает и зачастую фрагментарна, но должна защищать интересы всех участников научно-образовательного процесса, в частности в вопросах передачи изобретений в производство.
Генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова, академик РАН Евгений Шляхто поделился своими наблюдениями за изменениями в образовании. Проблемы с медицинским образованием, по его словам, имеются, однако пациенты быстрее воспринимают инновации, меняются и заставляют тем самым меняться и медиков. Время идет быстро, и полной трансформации в области профессионального образования стоит ждать, по прогнозу Евгения Шляхто, буквально через пару лет. С ним, впрочем, не согласился председатель совета директоров ООО «Научно-технологическая фармацевтическая фирма «Полисан» Александр Борисов. По его словам, современные студенты в лучшую сторону отличаются от предыдущего поколения: «Если 15 лет назад почти все студенты, приходя к нам на практику, просили только выдать им справку о ее прохождении, то сегодня таких один-два из десятка». Студенты, по оценке Александра Борисова, стали стремиться работать, участвовать в исследованиях.
Отдельно участники дискуссии остановились на новом принципе софинансирования научно-исследовательских разработок, в котором на каждый рубль, выделенный бюджетом региона, добавляется еще рубль от Российского научного фонда и рубль от заказчика работы. Грантовое финансирование, отметил заместитель генерального директора Российского научного фонда Андрей Блинов, помогает поддержать проекты на раннем этапе и упрощает процесс конвертирования знаний в технологии.
Источник: Экспофорум