Травматолог из Петербурга удостоился высшей профессиональной награды за операцию, не имеющую аналогов в мире
Высшая награда Ассоциации травматологов-ортопедов России присуждена заведующему травматологическим отделением № 3 Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Владимиру Заварухину. Он восстановил подвижность больного, проведя операцию, которая не имеет аналогов в мировой практике.
Владимир Заварухин стал победителем в номинации «Лучшая операция, обеспечившая (восстановившая) подвижность больного». Экспертный совет премии, сформированный из ведущих травматологов‑ортопедов России, детально изучил историю болезни пациента и признал новаторской реконструктивную операцию, открывающую новые возможности в хирургии.
Речь идет об 11-летнем пациенте Салиме. Мальчик восемь лет боролся с острым лимфобластным лейкозом. После трансплантации костного мозга у него развилась тяжелая реакция «трансплантат против хозяина», которая вызвала рубцевание кожи, из-за чего кисти превратились в тугоподвижные кулаки.
В Клинике СПбГУ ему провели первичную реконструкцию, разделив сросшиеся пальцы. Однако на фоне угнетенного иммунитета у пациента развился сепсис, который вызвал некроз большого пальца. Кисть утратила хватательную функцию, а значит, и возможность выполнять элементарные бытовые действия.
Стандартные методы реконструкции в этой ситуации были неприменимы. Врачи предложили единственно возможное решение — пересадить фрагмент пальца со стопы матери на кисть ребенка. Если пересадка собственных тканей пациента (аутотрансплантация) — сложная, но отработанная методика, то успешная аллотрансплантация от живого родственного донора ребенку прежде в мировой практике не выполнялась.
О том, как принималось это сложное решение, рассказывает сам Владимир Заварухин: «Когда все альтернативные методики восстановления длины и функции пальца были исчерпаны, мы приняли единственно верное решение — пересадить фрагмент пальца стопы мамы. Поскольку у Салима после трансплантации костного мозга иммунная система матери, ее ткани теоретически не должны были отторгаться. Наша задача была не просто технически выполнить ювелирную работу по сшиванию микрососудов и нервов, но и тщательно взвесить все этические аспекты такого вмешательства».
Пятичасовая операция увенчалась успехом. Спустя более чем два года пересаженный палец полностью прижился, обладает нормальной кожей и ногтевой пластинкой, что уникально для рук пациента. Салим вернул себе способность пользоваться кистью. Теперь он может рисовать, писать и жить полноценной жизнью.