Телевизор выключается. Новости и развлечения уходят в интернет
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Доля россиян, отказавшихся от просмотра телевизора, активно растет последние несколько лет. В связи с этим производители контента, в том числе и новостного, переносят его в интернет-среду. Вслед за информацией переводят свои бюджеты в интернет и рекламодатели, что делает ТВ-стриминг нишей с большим экономическим потенциалом.
Самый российский видеохостинг
На этой неделе видеохостинг Rutube, позиционирующийся как национальный, запустил круглосуточный стриминговый канал Rutube TV, используя облачный сервис компании «Синтерра Медиа». В Rutube рассказывали, что основу сетки канала составит блогерский контент, в частности оригинальные шоу-платформы: Muzloft, «Злые языки», «Родное», «Почетный гражданин», «Маленькие герои» и др. В качестве целевой аудитории в компании называют молодежь — зрителей 25–33 лет.
Параллельно с этим Rutube заключил стратегическое партнерство с компанией Indoor TV, также для развития собственной видеосети. Indoor TV специализируется на трансляциях контента на экранах внутри аэропортов, вокзалов, торговых комплексов. Кроме того, Rutube уже вещает в поездах «Ласточка». Сервис доступен на таких направлениях, как Великий Новгород, Тосно, Волховстрой, Тихвин, Выборг, Зеленогорск, Каннельярви, Кузнечный, Сосново, Мельничный Ручей, Калище, Лебяжье, Ораниенбаум, Гатчина-Балтийская и Луга.
В октябре аудитория Rutube превысила 67 млн человек, в библиотеке видеохостинга собрано около 275 млн видео.
VK идет в политику
Соцсеть «ВКонтакте» в рамках сервиса «VK Видео» недавно завела раздел «Политика». Сообщается, что там пользователи, интересующиеся новостями и политическими обзорами, смогут, например, смотреть блоги «Соловьев Live», «Ай, Как Просто!», Дианы Панченко, Дмитрия Пучкова, Захара Прилепина, Андрея Бочарова и нескольких десятков других авторов, продвигающих традиционные духовно-нравственные ценности. Кроме того, в разделе представлены видео от телевизионных каналов: РБК, Первого канала, «России 1», RT, НТВ и других. Сервис предоставляет короткие новостные сводки, разборы последних событий, интервью с экспертами и документальные фильмы.
За год количество сайтов с плеером «VK Видео» удвоилось. Наиболее активно плеер внедряют сайты, посвященные гаджетам, путешествиям, автомобилям, бьюти-индустрии и образованию. Общая аудитория сайтов, использующих плеер «VK Видео», превышает 100 млн пользователей. В 2022–2024 годах на «VK Видео» с YouTube перешли известные блогеры, в том числе Влад А4 и Артемий Лебедев. Также в «ВК» прокачиваются выпуски шоу компании Medium Quality, например «Импровизация», «ЧБД» и «Внутри Лапенко».
Статистика не в пользу ТВ
ВЦИОМ отмечал, что доля россиян, отказавшихся от просмотра телевизора, выросла за 5 лет в 3 раза — с 13 до 31%. Об этом свидетельствуют итоги опроса, проведенного в 2023 году. «Людей, которые смотрят только телевизор, всё меньше. В 2018 году признавались, что телевизор смотрят, а в интернет ни ногой, 23% опрошенных. Сейчас еще меньше — 16%», — рассказывал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. И уточнял: «Рост быстрый».
4 часа 57 минут — столько в среднем житель России проводит в интернете за сутки, отмечала на одной из конференций директор по продажам ключевым клиентам и партнерам «Яндекса» Виктория Кинаш. По данным Mediascope, у россиян моложе 30 лет почти всё время, посвященное медиа, приходится на цифровые сервисы. Люди среднего возраста активно используют интернет и периодически смотрят телевизор. Россияне в возрасте 60+ в основном смотрят ТВ, но и в этой возрастной группе четверть времени, проведенного за получением информации, уже уходит на digital.
В исследовании медиапотребления аналитиков Национальной системы платежных карт, которое приводит AdIndex, говорится, что в октябре 2024 года россияне стали еще меньше смотреть телевизионный контент, тогда как популярность онлайн-новостей и стриминговых сервисов продолжает расти, а мессенджеры и соцсети удерживают внимание аудитории.
Реклама рулит
Общее количество интернет-пользователей в России превышает 115 млн человек, страна является одним из крупнейших рынков социальных сетей/онлайн-платформ в мире. Поэтому тренд на перенос контента из телеэфира в интернет объясняется еще и экономическими предпосылками. Рекламодатели всё чаще отдают предпочтение размещению информации о себе в Сети. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), уже в 2023 году главными онлайн-платформами для рекламодателей стали VK (66%) и Telegram (58%). За ними следовал YouTube (47%). Проблемы с работой видеохостинга на территории РФ в 2024 году ведут к тому, что рекламодатели оттуда начинают переходить в VK или на Rutube.
Согласно исследованию «Экономика Рунета», рынок интернет-рекламы, показав рост на 45% за 2023 год, вышел на стабильное плато. Этот сегмент начинает демонстрировать признаки устойчивости и, возможно, будет только расти, так как его развитие поддерживают многие профильные институты. Например, Ассоциация интернет-рекламы (АРИР) лоббирует положение о снижении размера сбора за интернет-рекламу до 1% с нынешних 3%.
Всё это делает ТВ-стриминг рекламной нишей с большим потенциалом. Например, аудитория Online TV от компании Digital Alliance (входит в ГК «НСК», размещает рекламу в профессиональном контенте топовых площадок, среди которых «Яндекс», «Иви», «Авито» и др., а также в стриминге топ-25 ТВ-каналов. — Прим. НП) составляет 30 млн пользователей, что сопоставимо с охватом топ-5 ТВ-каналов. 95% рекламодателей увеличивают вложения в онлайн-телевидение. Александр Захаров, председатель правления Digital Alliance, уточняет, что и привычное ТВ чем дальше, тем больше превращается в цифру: уже 34% россиян смотрят любимые каналы через интернет.