Тайны бизнес-двора

Уголовную ответственность за разглашение коммерческой, банковской и налоговой тайны предлагается ужесточить. Получение таких сведений, в том числе добросовестными партнерами и даже журналистами, будет караться обязательным лишением свободы, тогда как критерии отнесения порой общеизвестной информации к секретной остаются неопределенными.
Действующий Уголовный кодекс РФ признает преступлением любой незаконный сбор конфиденциальных сведений. Но пока осужденные даже за организованную торговлю похищенными базами данных чаще всего отделываются штрафами или условным наказанием.
Таможня дает добро
В Министерстве финансов РФ считают такие меры слишком мягкими. В первую очередь они не предупреждают распространение баз данных таможенных органов, полученных незаконным путем. Уже выявлено и заблокировано 65 продающих такие сведения сайтов: «Вместе с тем черный рынок незаконного оборота указанной информации продолжает расти, а противоправные деяния в данной области носят рецидивный характер. Выявляемые таможенными органами преступления связаны с извлечением сверхприбыли, чему способствует отсутствие нижнего предела санкции в виде лишения свободы», — констатируют в финансовом ведомстве.
Такую преступную группу раскрыли в Санкт-Петербурге. Сотрудник специализирующейся на автоматизации мультимодальных перевозок компании SeaData Виталий Седунов за взятку в 25 тыс. рублей получил от должностных лиц Балтийской таможни базу данных на почти 195 тыс. деклараций, разместил ее на сервере и за плату предоставлял доступ «недобросовестным участникам внешнеэкономической детальности». Таможенники отделались уголовно-правовыми штрафами, Виталий Седунов был приговорен также к штрафу в 1,1 млн рублей. Не усмотрев доказательств предварительного сговора, апелляционная коллегия снизила наказание на 50 тыс. рублей.
В незаконном использовании секретной информации уличили и главного инспектора Московской областной таможни Елену Арбузову. Но позже это обвинение сняли, а деяние квалифицировали как превышение должностных полномочий и дачу взятки.
За неоднократную передачу выписок клиента к штрафу приговорили главного менеджера офиса Альфа-банка Анастасию Мельникову. По уверению обвиняемой, она стала жертвой шантажа, о котором незамедлительно сообщила в полицию. «Мельникова осознавала противоправный характер и общественную опасность своих действий, имела возможность не предоставлять третьему лицу составляющие банковскую тайну сведения», — заключил суд, подтверждая совершение умышленного преступления.
Открыть нельзя закрыть
Для пресечения криминального использования конфиденциальных сведений предлагается существенно ужесточить наказание. В частности, сбор коммерческой, банковской и налоговой информации с корыстными целями, по мнению чиновников, должен караться минимум 2 годами лишения свободы и дополнительно пятимиллионным штрафом. Одобренный правительством России законопроект уже внесен в Госдуму.
Однако продавцы таможенной информации составляют мизерную долю осужденных за разглашение бизнес-информации, тогда как предложенные Минфином поправки предусматривают ужесточение ответственности за любое незаконное использование составляющих коммерческую тайну сведений.
По закону, желающие защитить такую информацию компании обязаны разработать соответствующее положение, ознакомить с ним сотрудников и иных имеющих доступ лиц, а каждый содержащий секреты документ пометить специальным грифом. При этом запрещено засекречивать учредительные документы, сведения о персонале (численности сотрудников, фонде оплаты труда, задолженности по зарплате, производственном травматизме и пр.), экологическую информацию, а также «о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений».
Вместе с тем эксперты не исключают, что в текущей геополитической ситуации секретными могут объявить и материалы, которые юридически являются открытыми и были уже преданы гласности. В частности, компаниям, находящимся под санкциями или даже предположительно рискующим попасть в западные черные списки, разрешено не раскрывать финансовую отчетность, сведения о владельцах и аффилированных лицах, иные материалы. Более того, частично скрываются данные о таких организациях в ЕГРЮЛ. «Правовой режим этих сведений не определен. Базы данных ЕГРЮЛ находятся в открытом доступе, информация из них легально размещена на сотнях сайтов. Их владельцам теперь грозит уголовная ответственность? А если пользователь сохранит у себя выписку из ЕГРЮЛ? Причем по настоянию налоговой, которая требует от всех добросовестных участников рынка проверять партнеров», — рассуждает частнопрактикующий юрист Сергей Тимофеев.
По секрету всему свету
В Минфине не отрицают, что новые уголовные санкции должны применяться даже к журналистам экономических изданий. «В средствах массовой информации активно стали распространятся сведения об использующихся в России схемах ввоза товаров, на которые наложены санкции. Задачами таких публикаций является нанесение ущерба конкретным хозяйствующим субъектам, отраслям экономики, а также в целом экономическим интересам страны», — отмечается в пояснительной записке.
Опрошенные адвокаты подтверждают, что к уголовной ответственности могут привлекаться в том числе лица, не являющиеся сотрудниками компаний, их партнерами и так далее. «Сбор коммерческой, банковской или иной тайны незаконным способом уже само по себе является общественно опасным деянием, причины, мотивы и цели не имеют никакого значения. Равно как и последующее использование полученной информации. В то же время сложно представить, чтобы случайный человек законно и с благими побуждениями получил доступ к таким конфиденциальным сведениям», — полагает управляющий партнер адвокатского бюро «Немовы и партнеры» Александр Немов.
Сергей Краузе из Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» считает норму Уголовного кодекса РФ очень расплывчатой: «Преступлением является сбор конфиденциальных сведений не только путем обмана, шантажа, похищения документов, принуждения или угроз, но и «иным незаконным образом». Теоретически так можно квалифицировать любую попытку получить информацию, включая направление адвокатского или иного запроса».
А вот партнер адвокатского бюро Q&A Виктор Ушакевич убежден, что уголовную ответственность за незаконное использование или распространение конфиденциальной информации несет только сотрудник или иное лицо, которому тайна была доверена по службе или по работе. «Тогда как за умышленный нелегальный сбор такой информации может привлекаться любой, даже сторонний граждан. В то же время получение находящихся по каким-то причинам в открытом доступе сведений, пусть и содержащих банковскую, налоговую или коммерческую тайну, уголовно не наказуемо», — отмечает адвокат.
Судебная практика подтверждает эти выводы. Так, в незаконном сборе коммерческой информации сызранского АО «Тяжмаш» обвинили давно уволившегося Александра Никурашина. Он предложил действующему заместителю директора предприятия передать информацию о проводимых торгах и о стоимости оборудования. Благодаря этим данным конкурент смог бы получить выгодный контакт и заработать до 20 млн рублей, 15% от которых было обещано в качестве вознаграждения. Служители Фемиды пришли к выводу, что неосведомленность обвиняемого о режиме коммерческой тайны и отсутствие на приобретенных документах обязательного грифа не освобождает обвиняемого от уголовной ответственности. Конституционный суд России, в который обратился приговоренный к 2 годам условного лишения свободы Александр Никурашин, не усмотрел в этом деле противоречий.
В 2023 году за сбор сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, было осуждено 36 человек, в том числе один к реальному сроку лишения свободы, 10 — к условным, 19 — к штрафам. За первую половину 2024 года количество обвиняемых выросло более чем в 1,6 раза.