Сырная добавка. «Микельанджело» приобрел площадку под расширение
Производитель итальянских и кавказских сыров «Микельанджело» планирует расширить выпуск продукции. Компания на торгах купила имущество в Ленобласти рядом со своим заводом. Это позволит удвоить мощность переработки до 30 тонн молока в сутки. Хоть спрос на сыры растет, сейчас рынок переживает не лучшие времена из-за увеличения цен на сырье и высокой ключевой ставки.
Информация о проведенном аукционе появилась на сайте «ГИС Торги». В лот вошло здание бывшей котельной площадью более 2 тыс. м2 в поселке Кобралово Гатчинского района, земельный участок 0,4 га, а также аккумуляторные баки и дымовая труба высотой 45 метров.
В торгах приняли участие три претендента: Дмитрий Иванков, которому принадлежит управляющее недвижимостью ООО «ЮФК», Валерий Тимофеев и ЗАО «Микельанджело». Компания и стала победителем аукциона: при начальной цене 27,8 млн рублей она приобрела имущество за 19,4 млн рублей. Объект был собственностью МО «Сусанинское сельское поселение».
Сыр по-итальянски
Председатель совета директоров ЗАО «Микельанджело» Зураб Квеквескири рассказал «Новому проспекту», что приобретенная площадка находится по соседству с действующим заводом компании. Ее покупка даст возможность нарастить текущие перерабатывающие мощности, которые рассчитаны на 15 тонн молока в сутки, в 2 раза, отметил он. На новом производстве будет выпускаться новая линейка итальянских сыров, пояснил Зураб Квеквескири.
«Это бывшая муниципальная котельная, поэтому для создания пищевого производства потребуются существенные инвестиции в реконструкцию», — сказал Зураб Квеквескири, не уточнив деталей. По его словам, сумма будет зависеть от типа выпускаемой продукции. «Со сроками реализации проекта мы пока не определились, у нас используется импортное оборудование, что создает определенные сложности», — указывает он.
Сейчас больше востребована бюджетная продукция, но «Микельанджело» продолжит выпускать здоровое питание для премиум-сегмента, говорит Зураб Квеквескири. «В другом направлении мы не собираемся работать, поэтому перспективы развития будут зависеть от финансового благополучия населения», — заметил он.
«Микельанджело» занимается производством мягких сыров в Ленобласти с 1995 года, также выпускает сливочное масло. В его линейку продукции входит моцарелла, риккотта, буррата, стратачелла, сулугуни которые выпускаются под брендом Michelangelo. Сыры компании продаются в сетях «Азбука вкуса», «Вкусвилл», «Пятерочка» и «Перекресток». В 2023 году выручка «Микельанджело» составила 268,5 млн рублей, чистая прибыль – 20,9 млн рублей, указано в «СПАРК-Интерфакс». Его актуальные собственники не раскрываются, прежде производитель принадлежал итальянцам Аиелло Сальваторе (28%), Элефанте Антонио (28%) и Ди Филиппо Микельанджело (25%). Остальные акции распределены между Равилем Арифовичем Мещеровым, Равилем Мабиновичем Мещеровым и Зоей Ильиной.
По остаточной стоимости
Судя по плохому состоянию объекта, «Микельанджело» мог приобрести его только из-за близости к своему производству, считает генеральный директор компании Maris Борис Мошенский.
«Цена адекватна, можно даже сказать, что лот куплен по остаточной стоимости. Уровень вложений будет весьма существенный, потому что это не новое строительство, а приведение в порядок старого заброшенного здания», — сказал он. Для этого потребуется 50-60 тыс. рублей на квадратный метр (103,4–124 млн рублей), оценивает эксперт.
До лучших времен
«Микельанджело» работает в высоком ценовом сегменте и расширяет присутствие в магазинах. Помимо Петербурга и Ленобласти, компания реализует объем своей продукции в Москву, напоминает генеральный директор ООО «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. «Сбыт у них идет хорошо, бренд узнаваем, а с учетом большого опыта на рынке стратегия развития у них расписана на много лет вперед. Вероятно, они переждут сложное время и через, например, год постепенно начнут прибавлять объемы. А сейчас они купили объект, потому что была возможность приобрести недорогой лот», — полагает эксперт.
Так работать могут себе позволить давно представленные на рынке и не сильно закредитованные компании, продолжает Андрей Голохвастов. К тому же у «Микельанджело» короткий цикл производства: он выпускает свежие рассольные сыры, которым не надо зреть месяцами. В итоге от создания товара до его реализации в магазине проходит немного времени.
Наращивать объемы производства логично поскольку в ценовом сегменте, в котором работает «Микельанджело», наблюдается рост продаж, говорит консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин: «С учетом того, что все-таки в Ленобласти не так много производителей качественного, фактически фермерского крафтового сыра и сливочного масла, компания движется в правильном направлении». Однако у производителя есть определенные сложности с выстраиванием грамотной ценовой политики и позиционированием поэтому могут возникнуть проблемы со сбытом, сказал эксперт.
Рынок растет, но есть нюансы
Согласно данным аналитического центра Milknews, с января по август 2024 года производство сыров и сырных продуктов увеличилось на 6,5% к 2023 году и составило 690,4 тыс. тонн. Выпуск сыров по итогам восьми месяцев вырос на 7,4%, до 560,4 тыс. тонн, сырных продуктов — на 2,9%, до 130 тыс. тонн. Объем потребления сыров и сырных продуктов в январе-июле 2024 года к предыдущему году увеличился на 7,4%, до 745,9 тыс. тонн. Спрос на сыры вырос на 9,7%, сырных продуктов — упал на 4,1%, подсчитали в Milknews.
Несмотря на рост спроса, сейчас на рынке производства сыра в России не самое благоприятное время для развития бизнеса. Ситуацию осложняет существенный рост цен на сырое молоко. Всего за год стоимость выросла на 50%, почти до 60 рублей за литр, отмечает управляющий ООО «Агро-Трейд» (представлен под брендом «Частная сыроварня») Дилшот Ахмедов. При этом сам сыр подорожал не так значительно.
«Торговые сети нам не дают сильно поднимать цены, — объясняет Дилшот Ахмедов. — Мы в этом году увеличили стоимость максимум на 10%, а молоко выросло гораздо больше. Поэтому продажи на сегодняшний день осуществляются по себестоимости, а иногда даже ниже. Но я же не могу все бросить и распустить. Упустить рынок тоже не хочу: выйдем из сетей, а эту полку завтра займет кто-то другой. Будем какое-то время терпеть. Надеюсь, что к лету сырье подешевеет, и ситуация поменяется».
«В целом сейчас очень сложно развивать любые производства. При такой высокой ключевой ставке создавать новые мощности — крайне рискованное предприятие», — говорит Андрей Голохвастов. Все эти факторы заставили поставить на паузу планы компании по расширению производства, подчеркнул Дилшот Ахмедов.