Светлана Силенина: «Рынок общественного питания воскресает так же быстро, как умирает»

О том, как растет российский рынок общественного питания, какие сети входят в топ-10 по выручке и количеству заведений и что является для них большой угрозой, рассказала Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» ГК INFOLine.

Все последние годы рынок общественного питания рос значительно активнее, чем сегмент Food (продуктов питания) розничной торговли. Так, РТО Food в 2023 году составил 4,4% в физическом выражении и 9,5% в денежном, а общественного питания — 17% и 26,3% соответственно.
Конечно, в 2020 году мы наблюдали критичное падение рынка, ведь заведения стояли закрытыми, и для отрасли это было непросто. Но мы отмечаем, что рынок всегда восстанавливается, а те падения, которые мы тогда фиксировали, были значительно меньше, чем в других странах. Важно понимать, что кризисы на рынке общественного питания отражаются достаточно резко: сразу же наблюдается падение продаж. Но в то же время рынок довольно быстро воскресает, и гости возвращаются в ресторан.
При этом на рынке общественного питания много компаний, а на долю топ-10 крупнейших игроков рынка, таких как «Вкусно — и точка», «Додо Пицца» и других, приходится 11,7% от всего оборота. Если мы вспомним FMCG-сегмент (товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, пиво и сигареты. — Прим. «НП»), то там на топ-10 игроков приходится 42%, то есть идет жесткая конкуренция за потребителя. А здесь все-таки еще простор.
Доля трат от общего объема потребительских расходов на питание вне дома, по нашим расчетам, растет. Сейчас она составляет около 7%, увеличившись с 2020 года на 2,2 п.п. Учитывая современные тренды, мы понимаем, что эта доля будет увеличиваться и дальше. Люди не хотят готовить, многие не умеют это делать, у них маленькие квартиры, они живут в одиночестве, поэтому потребление готовой еды в том или ином формате будет для них важно и актуально.

Структура рынка меняется

В структуре рынка общественного питания в денежном выражении доля непосредственно заведений общепита за последние 2–3 года выросла более чем на 5%, составив 77% рынка (оставшиеся 23% занимают питание в образовательных и производственных учреждениях, в гостиницах и прочее). Эта доля также будет увеличиваться.
В структуре рынка общественного питания по регионам ничего особенно не меняется. И в денежном отношении, и в количественном наибольшая доля оборота и количества заведений приходится на Москву и Московскую область как на самый многонаселенный город страны с высокими доходами: 29% оборота общественного питания в деньгах и 15% в штуках.
На втором месте — Санкт-Петербург и Ленинградская область (12% и 5% соответственно), далее — Краснодарский край (4% и 3%).
Но мы видим, как меняется картина в регионах. Растет внутренний туризм, который, соответственно, подтягивает питание вне дома. Кроме того, когда офисы крупных компаний, например энергетических, переселяются в какие-то города, то общепит там тоже растет. И если мы возьмем всю еду, которую потребляет человек вне дома, то увидим, что доля общественного питания продолжает расти, а доля той еды, которая продается в ретейле (РТО Food), сокращается за счет увеличения продаж готовой еды.
Если в 2019 году в структуре рынка еды и напитков доля РТО Food составляла 83,5%, общественного питания — 14,7%, готовой еды в ретейле — 1,8% в денежном выражении, то в 2024-м доля РТО Food составила 81,3%, общественного питания — 15,8%, готовой еды — 2,9%. В денежном выражении продажи готовой еды за 4 года выросли в 2 раза.

Рейтинг сетей

По оценке INFOLine, в рейтинге сетей общественного питания РФ топ-10 брендов по выручке распределились так.
На первом месте с выручкой в 2023 году 174 млрд рублей — сеть «Вкусно — и точка» (до мая 2022 года — сеть McDonald's). Рост выручки этой сети составил 137%.
На втором месте — Rostic's (111,7 млрд рублей, рост на 14%), на третьем — «Бургер Кинг» (74,5 млрд рублей). Четвертое место заняла «Додо Пицца» (66 млрд рублей, рост на 29%), пятое — «Шоколадница» (19,3 млрд рублей), шестое — «Теремок» (16,6 млрд рублей), седьмое — сеть пекарен «Хлебница» (10,6 млрд рублей), восьмое — «Тануки» (8,2 млрд рублей, рост на 17%), девятое — «Росинтер Ресторантс» (7,2 млрд рублей), десятое — Coffee Like (7 млрд рублей, рост на 25%).
В отношении количества заведений топ-10 игроков рынка оказываются теми же самыми, но немного в другой последовательности.
На первом месте — Rostic's (1170 заведений), на втором — Coffee Like (1094), на третьем — «Вкусно — и точка» (900). Далее — «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Хлебница», «Теремок», «Шоколадница», «Росинтер Ресторантс» и «Тануки».

Ретейл-конкурент

Мы видим, что игроки рынка общественного питания активно развиваются и будут развиваться в дальнейшем. Более того, мы понимаем, что прирастает и количество заведений. Причем те, кто не входит в топ-3–4 рынка, растут более интенсивно: если посмотреть рейтинг топ-50 сетей, то бо́льшую динамику темпов роста показывают как раз те, кто ниже в рейтинге.
Но у сетей общественного питания есть большая угроза. Многие крупные торговые сети, такие как X5, «Магнит», «Ашан», «Лента», Spar, начали всё активнее инвестировать не просто в готовую еду, а в кафе при своих магазинах.
Так, в апреле 2024 года в торговых объектах сети Spar заработали кафетерии Spar Caffe. В мае 2024 года Grow Food стал открывать точки продаж готовых блюд в дискаунтерах «Магнита». В том же мае доставка готовой еды по подписке «ВкусМил» запустила сервис по организации корпоративного питания.
Торговые сети очень плотно заходят на территорию непосредственных участников рынка общественного питания, и к этому важно быть готовым.
По материалам деловой программы Международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2024

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня