Судебные итоги: 90% обвинительных приговоров
Российские суды стали чаще выносить обвинительные приговоры, взыскивать налоги и компенсировать ущерб, причиненный бизнесу чиновниками. Итоги работы отечественной Фемиды за первое полугодие подвел Судебный департамент.
Всего за 6 месяцев российские суды рассмотрели почти 20,5 млн дел. Лидерами традиционно остаются гражданско-правовые споры (13,7 млн). В сумме с граждан взыскали 3,6 трлн рублей: 1,7 трлн в пользу государства и 1,8 трлн — коммерческих структур (банков, компаний ЖКХ и пр.). В 6,1 трлн оцениваются рассмотренные арбитражными судами экономические споры. К административной ответственности привлекли 1,9 млн частных правонарушителей, общая сумма штрафов превысила 10 млрд рублей. Еще 460,4 тыс. человек подверглись административному аресту или обязательным работам, 30 тыс. водителей лишились прав, 85,8 тыс. иностранцев выдворены из России.
Украл, укололся — в тюрьму
Через скамью подсудимых прошло почти 370 тыс. обвиняемых, 148 тыс. из них (43,2%) полностью признали вину и согласились на так называемый особый порядок. Это лишает обвиняемых права на оправдание, но гарантирует снижение наказания не менее чем на треть от максимально предусмотренного законом. Советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн обращает внимание, что в прошлом году Верховный суд России ограничил возможность прекращения уголовных дел с назначением судебного штрафа. «Это позволяло впервые совершившим преступления небольшой и даже средней тяжести не получать клейма судимости. Возможно, теперь такие подсудимые соглашаются на особый порядок, чтобы хотя бы снизить меру наказания», — полагает адвокат.
Еще более 176 тыс. подсудимых служители Фемиды признали виновными, 1,3 тыс. — оправдали. Таким образом, доля вынесенных в общем порядке обвинительных приговоров превысила 90,5%. Относительно 2022 года она увеличилась в 1,6 раза и стала рекордной за последнюю пятилетку.
Социальный портрет осужденных практически не изменился. Почти каждое шестое преступление совершалось женщинами, самый «опасный» возраст — 30–39 лет (36% осужденных). Большинство не имело постоянного источника дохода, тогда как на бездомных, беженцев и «гастролеров» пришлось менее 12% преступлений. Среди осужденных также 5,8 тыс. бизнесменов, 6,2 тыс. студентов и учащихся, 1,3 тыс. государственных и муниципальных служащих, 74 прокурора и следователя, 73 адвоката и нотариуса, девять — самих служителей Фемиды и судебных клерков.
Общее количество осужденных относительно первой половины 2023 года снизилось примерно на 6%. При этом к реальному лишению свободы приговорили только 72 тыс. человек. Еще 56 тыс. отделались условными сроками, 70 тыс. — финансовыми санкциями (штрафами или обязательными работами).
Самыми популярными проступками («народными статьями») традиционно остаются кражи (65,9 тыс. осужденных, треть к реальным срокам) и незаконные действия с наркотиками (34,1 тыс., из них 14,2 тыс. отправились в колонии).
По законам военного времени
Свой отпечаток на судебную практику наложила и геополитическая ситуация. Так, за воинские преступления за 6 месяцев было осуждено 4124 человека (в 3,2 раза больше, чем за первую половину прошлого года).
Почти в полтора раза увеличилось число признанных виновными в преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства. Но в общем объеме такие уголовные дела занимают незначительную долю: за государственную измену осуждено 55 человек, диверсии — 15, шпионаж — 18, финансирование терроризма — 32, за «фейки об армии» (распространение заведомо ложной информации о деятельности Вооруженных сил России) — 23 человека и так далее. Количество привлеченных к административной ответственности за дискредитацию армии относительно аналогичного периода прошлого года сократилось на четверть, а по сравнению с 2022-м — в 2,5 раза.
А вот на спорах граждан с государственными органами, рассматриваемых в том числе гарнизонными и флотскими судами, СВО практически не отразилось. В частности, количество административных исков против Министерства обороны РФ увеличилось всего на 20%. Также военнослужащие подали около 500 исков о защите предоставленных им пенсионных, жилищных и социальных прав (на компенсации, пособия, страховое возмещение и так далее).
Казенный расчет
Зато в 5,6 раза чаще иски против граждан стала подавать фискальная служба, а размер требуемой с граждан налоговой недоимки вырос почти десятикратно. Всего бюджету присуждено около 1,7 трлн рублей, средняя сумма иска превысила 664 тыс. рублей. Почти все такие споры рассматривались в приказном порядке (то есть без вызова сторон и даже получения возражений должника). Также с граждан взыскали более 1,5 трлн рублей задолженности по кредитам и займам, 96 млрд — за услуги ЖКХ.
Прямо противоположная ситуация наблюдается в отношениях «мытарей» с корпоративными налогоплательщиками: число арбитражных исков против задолжавших в бюджет организаций и индивидуальных предпринимателей сократилось почти в 3 раза. По мнению юриста адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Ильи Прядеина, это свидетельствует о повышении эффективности административных процедур, применяемых фискальными органами в работе с предпринимателями.
Кроме того, в 59 раз (!) увеличилась общая сумма так называемых деликтных исков. «Участниками большинства споров о возмещении убытков, причиненных бизнесу действиями государственных органов, являются судебные приставы-исполнители. От допускаемых ими нарушений страдают как должники (одновременное списание с нескольких счетов может парализовать деятельность компании), так и взыскатели (бездействие при аресте имущества и ненадлежащее использование иных мер не позволяют исполнить судебный акт)», — отмечает Илья Прядеин.
Фотографы атакуют и проигрывают
Необычный тренд наблюдается при рассмотрении споров о нарушении авторских прав. За 6 месяцев в арбитражные суды было предъявлено 5,9 тыс. таких исков, а общая сумма требуемых компенсаций выросла в 6 раз, до 13,5 млрд рублей. Но, удовлетворяя 94,4% самих заявлений, служители экономической Фемиды снижают взыскиваемую сумму в среднем в 25 раз.
Эта ситуация объясняется бумом исков от представляющих фотографов «авторских коллекторов» («НП» подробно писал о них в статье «Фотографов лишили презумпции творчества»). По словам руководителя юридической фирмы «Усков и партнеры» Вадима Ускова, за 5 лет пять таких компаний подали более 8 тыс. исков. «И вроде как все правильные, фотографии действительно размещаются незаконно, авторские права нарушаются. Но этот спам захлестнул арбитражную систему, и маятник качнулся: суды стали взыскивать по 20 тыс. рублей. Эта цена уже устоялась», — пояснил Вадим Усков на конференции Санкт-Петербургского союза художников.