Суд взыскал 415 млн рублей с ГТЛК за срыв поставки круизных судов в Крым
Пять гибридных круизных судов проекта PV20S должны были построить верфи из Ленинградской и Самарской областей по заказу петербургского ЦКБ "Нептун". Но заказчик, севастопольское ГУП "Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподерова", их до сих пор не получило.
Контракт между "Севэлектроавтотрансом" и АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) был подписан в октябре 2019 года. ГТЛК пообещала приобрести пять гибридных круизных судов проекта PV20S за 2,3 млрд рублей у петербургского АО "ЦКБ “Нептун”" и передать их "Севэлектроавтотрансу" сначала до конца июня 2022 года, потом, по допсоглашению, до конца июня 2024–го. Обращение крымского заказчика в суд связано с неисполнением обязательства.
Представители ГТЛК обвинили в срыве контракта ЦКБ "Нептун", которое не смогло оснастить суда "необходимым оборудованием, поставка которого невозможна ввиду санкционных ограничений". В качестве примера приводилась несостоявшаяся поставка двигателей шведского Volvo — за них отвечало петербургское АО "НПЦ “Электродвижение судов”".
Суть решения Арбитражного суда Севастополя, опубликованного 14 декабря, сводится к тому, что международные санкции не оправдывают неисполнение обязательств по контракту, если он подписан спустя несколько лет после их введения. Средства массовой информации предупреждали: европейские компании не будут поставлять оборудование для Республики Крым, и это следовало учитывать при выборе поставщиков, сообщает "ДП".
ГТЛК расторгла контракт с ЦКБ "Нептун" в одностороннем порядке и выиграла у него три арбитражных спора, связанных со срывом поставки судов для "Севэлектроавтотранса", всего на 280 млн рублей. Новый контракт о том же самом ГТЛК подписала с петербургским АО "НПП “Авиационная и морская электроника”" (НПП "АМЭ").
ЦКБ "Нептун" и НПП "АМЭ" производят впечатление аффилированных компаний — генеральный директор "Нептуна" Виталий Уминский возглавляет 100%–ную "дочку" НПП "АМЭ" — АО "Опытное конструкторское бюро специальных технических средств". Эта информация датирована в СПАРК маем 2021–го, как минимум до 2016 года у ЦКБ "Нептун" и НПП "АМЭ" были одни основные акционеры — Ольга Бескровная и Павел Вакулов.
Верфи, которые достраивают севастопольские суда до сих пор, не изменились — это ООО "Судостроительный завод “Ростр”" из Волховского района Ленобласти и АО "Нефтефлот" из Самары. 92% "Ростра" принадлежат Захару Сидоренко, который возглавляет также недавно зарегистрированное ООО "Судостроительный завод “Ладога”". Это "дочка" того же НПП "АМЭ" и главы московской группы компаний "Динамика" Кирилла Дыбко. Компания планирует продолжить строительство судов проекта PV20S уже для других заказчиков.
12 декабря "Нефтефлот" спустил на воду третье судно проекта из спорного контракта, 14 декабря в Севастополь прибыло первое такое судно, построенное "Ростром".
На судах проекта PV20S внедрена инновационная экологичная гибридная система электрического движения. При эксплуатации теплоход непродолжительное время может ходить за счёт электроэнергии. Суда имеют длину 30 м, ширину 7 м и рассчитаны на 200 пассажиров и трёх членов экипажа. Проект PV20S разработало петербургское КБ "МИБ — Дизайн — СПб". Эксперты считают такие суда очень перспективными.