Ставка подвела. Дебютный битумный терминал TA Group на Северо-Западе подорожал вдвое

Фото: tabitum.ru
Компания TA Group до конца 2026 года планирует ввести в эксплуатацию первую очередь терминала по хранению и перевалке битума в Новгородской области, хотя ранее проект обещали запустить в 2022 году. На участке уже проведены земляные и фундаментные работы, осуществлено технологическое присоединение к сетям электроснабжения и проектируется подъездная дорога со съездом с трассы М-10 «Россия».
О планах строительства битумного терминала в Новгородской области TA Group заявила в 2021 году. Под проект ей был выделен участок площадью 32,5 га у деревни Подберезье. Терминал предполагалось вводить в эксплуатацию очередями: первую очередь мощностью 50 тыс. тонн хранения битума в год — в 2022 году, а вторую аналогичную — до конца 2023 года.
Терминал был ориентирован на прием 3 тыс. тонн и отправку 2 тыс. тонн битума в сутки. Помимо услуг по перевалке битума, там планировали ежесуточно производить по 500 тонн полимерно-битумных вяжущих, а также мастик, эмульсий и дорожных лент.
Кроме того, рассматривалась возможность организации на этом же участке производства оборудования для создания подобных терминалов. С тех пор заявленные производственные мощности не пересматривались, рассказали «Новому проспекту» в Министерстве инвестиционной политики Новгородской области. Между тем за 5 лет проект существенно подорожал. Как следует из отчета главы Новгородского района за 2024 год, стоимость проекта составляет 3,5 млрд рублей, хотя в 2021 году инвестиции в него планировались в размере 1,5 млрд рублей.
Минус четверть
Как объяснили в министерстве, изменение сроков реализации проекта связано с перераспределением собственных средств инвестора на другие проекты и отсутствием доступных кредитных продуктов в связи с ростом ключевой ставки.
«Причиной увеличения сроков проекта можно назвать перепроектирование, а также неблагоприятную ситуацию на рынке проектного финансирования», — подтверждает генеральный директор инвестиционно-аналитической группы ПКР и цифровой платформы «Инвестиционные проекты» Даниил Новицкий. Он также отмечает, что сейчас в целом по России много проектов приостановлено.
«Самая высокая доля приостановки по объему инвестиций приходится на промышленность — 28% от общего числа заявленных инвестиций в это направление. Высокая ключевая ставка ЦБ РФ оказывает давление на инвестиционную активность, тормозит запуск новых проектов. Есть риски, что проекты, приостановленные на ранних стадиях, останутся замороженными», — говорит Даниил Новицкий.
Медиааналитик телеграм-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский в числе причин, повлекших изменения сроков реализации и стоимости проекта TA Group, называет закрытие экспорта российских нефтепродуктов в Европу из регионов СЗФО. «Именно необходимость поиска новых покупателей в новых странах в 2022–2023 годах сдерживало грузооборот нефтеналивных портов Северо-Запада», — напоминает Дмитрий Кумановский.
Либо себе, либо людям
Между тем, полагают эксперты, проект создания битумного терминала регионального масштаба на Северо-Западе по-прежнему актуален — в регионе модернизируется дорожная сеть и реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов.
«Естественно, терминал будет ориентирован на снабжение внутренних потребителей битума, так как экспорт в ЕС по-прежнему проблематичен», — считает Дмитрий Кумановский.
Аналитики также не исключают, что в конечном итоге битумное хранилище в Подберезье может быть продано одному из крупных производителей нефтепродуктов. Так, в 2023 году TA Group продала построенный в 2019 году в Екатеринбурге битумный терминал мощностью 50 тыс. тонн хранения «Лукойлу». А еще раньше, в 2018 году, битумный терминал TA Group в Сальске приобрела «Газпромнефть — Битумные материалы».
«На битумном рынке есть явная сезонность. Цена битума зависит от времени года. Хранилище битума может зарабатывать на этом», — говорит Дмитрий Кумановский. Он считает, что такой объект инвестор может эксплуатировать самостоятельно или продать его вертикально интегрированной нефтяной компании.
Дорогам нужен битум
Основные потребители битума — это компании, занятые в строительстве и ремонте дорог. Благодаря нацпроекту «Инфраструктура для жизни», преемнику национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», дорожная отрасль стабильно финансируется. В соответствии с целями нацпроекта к 2030 году в нормативное состояние следует привести не менее 85% федеральных и 60% региональных и муниципальных дорог.
В Новгородской области из регионального и федерального бюджетов в 2025 году на эти цели выделят 9,2 млрд рублей. В бюджете Петербурга на трехлетнюю адресную инвестиционную программу 2025–2027 годов по развитию транспортной инфраструктуры запланировано 400,2 млрд рублей, из них более 100 млрд рублей предполагается направить на крупные инфраструктурные проекты и почти 70 млрд рублей — на текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети, мостов, набережных и дорог регионального значения. В Ленобласти на ремонт только местных дорог до конца 2026 года потратят 2,5 млрд рублей.
По данным ассоциации «Радор», на начало 2025 года нормативам соответствовали лишь 55,4% российских дорог, в Северо-Западном федеральном округе этот показатель составлял 50,3%. Наилучшее состояние дорог «Радор» зафиксировала в Петербурге (69,62%), Новгородской области (69,54%) и НАО (61,98%), а наихудшее — в Архангельской области и Карелии, где нормативам соответствует только 30,77% и 36,85% автотрасс соответственно.
Рынок замедляется
Несмотря на активные дорожно-строительные работы, потребление дорожных нефтяных битумов в России в 2024 году уменьшилось на 7% по сравнению с 2023 годом, до 6,6 млн тонн.
«Производство битумов в прошлом году сократилось лишь на 3%, до 7,6 млн тонн. Не использованную на внутреннем рынке продукцию производители отправили на экспорт, который в прошлом году вырос на 12%, до 1 млн тонн. Импорт же полностью прекратился», — рассказал генеральный директор компании «Газпромнефть — Битумные материалы» Станислав Овчинников на международной конференции «Pro битум и ПБВ», прошедшей в Петербурге в апреле. По его оценкам, замедление внутреннего спроса на битум — следствие завершения крупных инфраструктурных проектов 2020–2023 годов.
«Падение же производства в 2024 году обусловлено большими запасами этого продукта, с которым отрасль встретила начало прошлогоднего высокого сезона дорожно-строительных работ. Объемы производства полимерно-битумных вяжущих также замедлились — с чуть более 1 млн тонн в 2023 году до 809 тыс. тонн в 2024 году», — сообщил он.
«Несмотря на рост рынка нефтяных битумов за последние 10 лет в 1,5 раза, российские НПЗ по мере модернизации снижают выпуск этой продукции», — констатирует Дмитрий Кумановский.
По прогнозам Станислава Овчинникова, в ближайшие 4–5 лет потребление битума будет расти и в 2028 году достигнет 7,7 млн тонн. Однако динамика спроса по-прежнему будет сокращаться. Аналогичный тренд отмечен и в сегменте производства битума, которое в 2028–2029 годах составит 7,7–7,8 млн тонн. После 2029 года, по мнению Станислава Овчинникова, внутренний рынок может столкнуться с нарастающим дефицитом битума из-за нехватки сырья для его производства — мазута и гудрона. Причину этого эксперт видит в увеличивающемся количестве установок замедленного коксования, которые в качестве сырья используют те же самые мазут и гудрон.
TA Group (ранее ГК «ТА Битум») существует с 1994 года и занимается строительством битумных терминалов. В состав группы входят несколько компаний: «ТА Битум», «ТА Битумные терминалы», «ТА Логистические системы», «ТА Инжиниринг» и ТА «Транспорт». В 2014 году тогда еще ГК «ТА Битум» ввела в эксплуатацию битумный терминал в Сальске (Ростовская область), который позволяет хранить 30 тыс. тонн битума и переваливать 140 тыс. тонн битума и других вяжущих компонентов в год. В 2018 году «ТА Битум» продала этот терминал компании «Газпромнефть — Битумные материалы» и в том же году начала новое строительство, на этот раз в Екатеринбурге. В 2021 году этот проект был завершен, и в том же году компания объявила о планах строительства третьего битумного терминала — в Новгородской области.